Социальная структура Древнего Египта
Ссылки, источники: |
учебники, карта, ресурсы интернета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпиграф урока: |
«Храбрость не в силе, а в сердце» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая цель: |
познакомить с социальной структурой Древнего Египта, используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
- развивать способность учащихся полноценно воспринимать текст; - развивать творческое мышление; - формировать умение работать в парах, группе; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; - формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания, осознание своей нравственной позиции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые идеи, значимые для занятия: |
Компьютер, проектор, интернет-ресурсы, ватманы, фломастеры, клей, оценочный лист. Оценочный лист групповой работы учащихся 5 класса урока истории Древнего мира
Оценивание по 3-х бальной системе 19-21 балл – «5» 15-17 балл – «4» Ниже 14 баллов – «3» |
Ход урока
Этапы |
Время |
Виды заданий и действия учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
2 мин |
Приветствие учащихся. Приветствие на трех языках. Сәлеметсіз бе балалар! Good morning! Здравствуйте! 1.Психологический настрой учащихся на урок: «Утренний круг» - Здравствуйте, ребята. Утро мы начнем с солнечного круга. Сейчас мы с вами по кругу будем говорить предложения. С чем или с кем вы себя ассоциируете? Я начинаю первая, и так мы пойдем по кругу. Ребята, я как стакан воды. Потому что вода такая чистая и прозрачная и дает утолить жажду тому человеку, который хочет пить. Татьяна: Я как лимон, потому что лимон как солнышко и греет все вокруг. Илья: Я дом теплый и уютный, в котором собирается вся моя семья. Анастасия: Я как прекрасный цветочек, потому что цветочек красивый и поднимает всем настроение. Анна: Я как конфетка, потому что конфетка сладкая и вкусная. Никита: Я как солнышко, потому что солнышко дает тепло и ласку. Дмитрий: Я как белка, потому что я доверчив и трудолюбив. Ангелина: Я как пчелка собираю нектар с цветов, а нектар это мои знания. Олеся: Я как кошка, потому что я гибкая и ласковая. Учитель: вот с таким хорошим настроением и такими замечательными ассоциациями мы начнем наш урок. Сегодня у нас есть в классе и солнышко, и конфетка, лимон, и белки, и пчелки, песик и кошечка, и дом, который теплый и уютный, и песик, и сокол, который все видит. Спасибо, пройдите на места. |
Дети выполняют инструкции учителя |
2.Актуализация знаний |
4 мин |
Использование интерактивной доски. Упражнение «Найди и собери пословицу». - А сейчас, ребята, вам необходимо найти две пословицы, которые находятся на стенах нашего класса. Пословицы раздроблены на отдельные слова, каждая пословица соответствующего цвета, вам нужно найти эти слова и составить пословицы. Ваша задача собрать пословицы и объяснить их значения. Итак, можете пройти к словам. (учащиеся собирают пословицы и делятся на две группы, далее объяснение данной пословицы) 1. Худо тому, кто добра не делает никому. - 1 группа 2. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. - 2 группа
1) Узнавание темы по словесному описанию - Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Фараон»? Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем о социальной структуре Древнего Египта. Рассказывает учитель. https://bilimland.kz/ru/#lesson=17252 Илья (заранее подготовлен) рассказывает о фараоне Аменхотепе. Одним из наиболее могущественных фараонов был Аменхотеп, правивший в Египте в 1368-1351гг. до .н.э. Он пытался сломить могущество фиванских жрецов и знати, поклонявшихся Амону. Фараон ввел новый государственный культ бога Атона. Работа со словарем - Ключевые слова на трех языках 1. scribes – писцы 2.pharaoh – фараон 3.nobleman – вельможа 4. дос – friend – друг 5. әлеуметтік теңсіздік – social ineguality – социальное неравенство 6-7.еңбек – work – труд 8 messenger – посыльные Ребята ищут самостоятельно в группах значения данных слов. После этого идет общее обсуждение. Запоминание 8 слов в течение 30 секунд и запись на память 30 сек. Учитель: Что вы думаете о неравенстве людей? Ответы детей Татьяна: Я думаю о том, что фараон это справедливый правитель. Илья: Я думаю, социальное неравенство в Древнем Египте угнетали простых людей. Анастасия: Я считаю, что социальная структура Древнего Египта для нас поучительна, для того чтоб не повторять ошибки людей. - Ну, давайте прочитаем и посмотрим, кто же был из вас ближе к правильному ответу. 4. Работа с текстом 3.1. Чтение цепочкой рассказа. (8 мин) 3.2. Работа в группах. А) Составление теста - Ребята, мы с вами прочитали тест об увеличении имущественного и социального расслоения людей в Древнем Египте. Ваша задача сейчас будет следующая – составить два-три вопроса в группах с тремя правильными ответами, т. е. мы сейчас будем составлять тесты и записывать на листе бумаги. Итак, можете начинать. (Составление вопросов) В) Отвечают на вопросы - Ребята, вы составляли вопросы с вариантами ответов в группах, теперь необходимо обменяться своими вопросами со своими одноклассниками. С) Работа над вопросом. Как вы думаете, чему учит нас социальное неравенство в Древнем Египте? |
1. Устные ответы учащихся.
2. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и цель урока. 3. Рассаживаются по группам. Проверяют готовность к уроку. |
4.Осмысление |
|
Анализ прочитанного по вопросам: - Чем роль в обществе и образ жизни писцов отличались от положения простых тружеников? - Какие камни добывали и обрабатывали египтяне? - Как появились рабы в Древнем Египте? - Как трудились египетские земледельцы? - Кому доставались богатства Египта? - Какую роль играли фараоны в Древнем Египте? Творческое задание Каждой группе по отрывку из текста
Текст. https://www.bilimland.kz/ru/#lesson=17252 Текст №1 Фараон осуществлял свою власть с помощью администраторов, которыми становились родственники и друзья фараона. Самый главный администратор командовал армией и осуществлял судебную власть. Администраторы более нижнего ранга занимались сбором налогов и руководили строительными работами. Земледельцы и ремесленники составляли самую многочисленную группу египетского общества. Особую группу составляли писцы – люди, специально обученные искусству письма и арифметике. Они занимали невысокую ступень в социальной лестнице, но большая часть информации о Древнем Египте доступна нам только благодаря их работе.
Текст №2 https://www.bilimland.kz/ru/#lesson=17252 Писцы Секретари в древнем государстве. Писцы не обладали высоким социальным статусом, они записывали приказы фараона, считали, сколько зерна в казне, сколько было обработано земли. На сегодняшний день их сведения являются ценными историческими источниками, которые лучше помогают узнать историю Древнего Египта. Рабы Люди, полностью лишенные личной свободы. Рабы считались собственностью других людей или государства. Их владельцы имели неограниченную власть над ними, распоряжались их жизнями. Критерии оценивания
|
|
5.Рефлексия |
|
Рефлексия: - Как вы думаете, как фараон относился к вельможам? - Так какую роль в жизни человека играет труд? https://itest.kz/ru/vsemirnaya-istoria - ученикам 6 класса Чему вы научились на уроке? Что вы расскажете дома о сегодняшнем занятии? Если урок вызвал трудности, поднимите карточку с изображением снегопада. Если на уроке работалось легко, то поднимите карточку с изображением солнца. 7. Д/з: Написать мини-сочинение «Если б я был Фараон» Выставление оценок. 1 минута. |
|