Первые формы объединения людей
Цели обучения: |
5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия. |
Цели урока: |
Все смогут объяснять, как произошел человек, объяснять и различать первичные формы объединения людей. Большинство с помощью иллюстраций учебника, раздаточного материала и интерактивных ресурсов смогут назвать факторы, доказывающие становление человека, найти информацию о причинах объединения людей в древности. Некоторые смогут анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы. |
Критерии оценивания: |
Обучающийся:
|
Языковые цели: |
Предметная лексика и терминология: - человек умелый; - человек прямоходящий; - человек разумный; - человеческое стадо; - род; - племя. Данный урок способствует развитию языковых компетенций:
|
Воспитание ценностей: |
С опорой на аспект патриотического акта «Мәнгіліқ ел». «Общенациональное единство, мир и согласие»: подвести к мысли, что народ, который живет в мире и согласии, будет существовать тысячелетия. |
Межпредметные связи: |
Познание мира. География: работа с картой и контурной картой. |
Предварительные знания: |
Данный урок связан с разделом предмета «Познание мира» «Путешествие в историю» (темы «Первый человек», «Древние люди»). |
Серия полезных фраз для диалога (письма): |
Я думаю, что человек произошел…, так как… Я думаю, что наше превращение в сегодняшнего человека – это результат труда, потому что…. Я считаю, что по сравнению с первобытным человеческим стадом, род… |
Навыки использования ИКТ: |
Использование интерактивного оборудования, презентации учителя по теме урока. Цифровые ресурсы образовательной платформы Bilimland: «Всемирная история», «Познание мира. Компонент история.», «Twig-Bilim.kz». |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированные мероприятия урока |
Ресурсы |
|
||||||||||||
Начало урока 2–3 минуты
|
I. Организационный момент. Создание комфортной психологической обстановки на уроке (У) – Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. - Какое у нас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка – настроение отличное, зеленая – хорошее, синяя – так себе. - Я тоже покажу вам свое настроение. - Ребята, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение прекрасное.
II. Формулирование целей урока совместно с учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся. (У) - Мы начинаем изучение нового раздела. (К) Формулирование темы радела: Демонстрация видеоролика «Предки человека». Ученикам предлагается самостоятельного сформулировать тему урока, при необходимости учитель направляет ход мыслей учащихся. Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации учебника и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения. (У) - О чем мы будем сегодня говорить? Определите тему урока. Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию. Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…, так как…». (У) – называет исследовательский вопрос: «Как появился первый человек?» (У)/(К) – Учитель объявляет тему урока и цели урока. Задает ученикам вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?» Лист самооценки Фамилия, имя ____________________________
«+» – выполнил задание правильно «?» – при выполнении возникли трудности Заполнение листа самооценки всеми учащимися на протяжении всего урока по итогам выполнения заданий. |
Слайд-презентация учителя (музыкальное сопровождение) Учебник стр.4 Слайд-презентация учителя https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki Иллюстрации учебника стр.5-7 https://twig-bilim.kz/ru/film/chimps-our-closest-relatives На доске распечатанный на листе бумаги исследовательский вопрос
Слайд-презентация учителя Раздать листы оценивания
|
|
||||||||||||
Середина урока
5–8 минут
1 минута
7–10 минут
3–5 минут
8–10 минут
5–7 минут
3–4 минуты |
I. Осмысление нового материала. (К) Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Цель: Развивать умения извлекать необходимую информацию из текста учебника и иллюстраций, на основе изученной информации определять общее, делать выводы.
Задание 1 Прочитайте первые два пункта §1. Установите соответствие. Определите по иллюстрации теории происхождения человека. Какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной? Поясните свой ответ. Дескрипторы: Обучающийся - определяет по первой иллюстрации теорию происхождения человека; - дает краткое объяснение одной из теорий. С помощью сигнальных карточек-ладошек, учащиеся оповещают учителя о прогрессе своего продвижения к достижению цели: «Красная» – SOS, требуется помощь учителя. «Желтая» – есть вопросы, требующие уточнения. «Зеленая» – справляемся сами.
ФИЗМИНУТКА
(И) Работа с текстом интерактивного ресурса. Задание 2 Внимательно прочитать фрагмент текста «Люди и наши предки»), проанализировать и назвать факторы, доказывающие становление человека. Цель: Развивать навыки осмысленного чтения и умения извлекать необходимую информацию их текста на основе изученной информации, определять общее, делать выводы. Дескрипторы: Читает текст, анализирует и отбирает информацию. Использует термины, связанные с темой.
Задание 3 (Г) Работа с текстом учебника Обсудите в группах: Древнейшие люди отличались от обезьян четырьмя признаками. Какой из указанных признаков, на ваш взгляд, является основным? Дескрипторы: Читает текст, анализирует и отбирает информацию.
Задание 4 Диаграмма Вена Сравните человеческое стадо и род. Выделите сходство и различия между ними.
Дескрипторы: Обучающийся - перечисляет сходства в первичных формах объединения первобытных людей; - перечисляет различия в первичных формах объединения первобытных людей.
Задание 5 Расставьте в правильной последовательности события из истории первобытного периода, и вы узнаете название объединения первобытных людей. Сформулируйте это понятие. Е – Необходимость в коллективном труде и общая борьба с опасностями усилилась в период похолодания климата на Земле. М – Образовались постоянные группы родственников. П – Древнейшие люди не могли жить поодиночке, они не добыли бы себе еды и не смогли бы поддерживать огонь. Я – Общими для всех были земля, жилище, орудия труда Л – Поэтому они жили группами в 20–30 человек, которые не были постоянными. Дескрипторы: Обучающийся - определяет первичную форму объединения первобытных людей «человеческое стадо»; - определяет первичную форму объединения первобытных людей «род»; - определяет первичную форму объединения первобытных людей «племя» и поясняет свой ответ.
III. Закрепление знаний. Задание 6 (И) Работа с заданиями интерактивного ресурса.
«Звездный час»: игра «Да-Нет» (Г) ФО Инструкция: Учитель задает вопросы. Учащиеся в группе совещаются, а затем каждый отвечает сам за себя. ФО «Взаимооценивание» Обучающие поднимают: Зеленую карточку, если согласны с ответом. Желтую – если допущена неточность в ответе. Красную карточку – если не согласны с ответом.
Аргументирует свою позицию в случае несогласия. За каждый правильный ответ получают «звезды». ФО: (У): Кто получил больше «звезд»? С какими трудностями вы столкнулись? Что можно посоветовать тому, у кого меньше всего «звезд»? |
Учебник Дидактический материал (ФО)
Сигнальные карточки
Видеоролик «Веселая мультзарядка»
https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki
Учебник стр. 5
Учебник Дидактический материал (ФО)
Сигнальные карточки-ладошки
Дидактический материал (ФО)
https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki |
|
||||||||||||
Конец урока 2-4 минуты |
Подведение итогов урока. Оценивание учащимися своей работы на уроке.
Рефлексия. Прием «Две звезды, одно пожелание».
Домашнее задание: 1. Просмотреть дополнительный видеоматериал о том, как появился первый человек, используя Интернет-ресурсы. |
Дополнительная информация: |
||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и безопасность |
В процессе проведения урока прослеживаются следующие виды дифференциации: - Дифференциация по целям. На урок поставлены цели для всех, большинства и некоторых. - Дифференциация по выводам. Более ярко она прослеживается в задании №2, где учащимся необходимо аргументировать свою позицию. - Диалог и поддержка. В процессе выполнения заданий, некоторым ученикам производится поддержка в форме диалога и направление их хода мыслей в сторону достижения цели.
- Дифференциация заключается в том, что учитель предоставляет различные задания по уровню сложности при организации работ с иллюстрациями, а также в ходе поддержки учащихся при выполнении практических заданий. - Дифференциация через оценивание. На протяжении всего урока деятельность учеников постоянно оценивается. |
Формативное оценивание 1. Кто получил больше «звезд»? С какими трудностями вы столкнулись? Что можно посоветовать учащимся, у которых меньше всего «звезд»? 2. «Взаимооценивание» Обучающие поднимают: Зеленую карточку, если согласны с ответом; Желтую – если допущена неточность в ответе; Красную карточку, если не согласны с ответом;
Обратная связь: 1. С помощью сигнальных карточек-ладошек учащиеся оповещают учителя о прогрессе своего продвижения к достижению цели: «Красная» – SOS, требуется помощь учителя; «Желтая» – есть вопросы, требующие уточнения; «Зеленая» – справляемся сами. 2. В качестве обратной связи выступают вопросы учителя, которые задаются в ходе выполнения задания.
|
Эмоциональный настрой; смена видов деятельности; использование физминутки; соблюдение правил ТБ при посадке за партой, а также с использованием интерактивной доски. |