Насколько оригинальной была теория Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца?
Цели обучения: |
6.2.4.2 определять значение научных открытий о строении вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук; 6.2.4.1 объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека. |
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: - описать идеи ученых о строении Вселенной, сравнивать теорию Николая Коперника с идеями о строении Вселенной других ученых предшествующих эпох. Большинство учащихся смогут: - аргументировать и сделать вывод относительно каждой идеи о строении Вселенной: геоцентрической и гелиоцентрической. Некоторые учащиеся смогут: - раскрыть последствия, к которым привели изменения научной картины мира в период Научной революции. |
Критерии оценивания: |
- знают идеи ученых о строении Вселенной и сравнивают их с теорией Коперника; - различают строение геоцентрической и гелиоцентрической систем, аргументируют свое мнение по данному вопросу; - анализируют предпосылки Научной революции, делают вывод об изменениях в мировоззрении людей. |
Языковые задачи: |
Предметная лексика и терминология: Вселенная, наука, ученый, геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира, Научная революция, эллипсы. Учащиеся могут: объяснить возникновение предпосылок изменений научной картины мира в период Научной революции, проанализировать значение возрастания роли знаний об окружающем мире, изменениях в мировоззрении людей. |
Воспитание ценностей: |
Воспитание уважения к деятелям науки, не побоявшимся выступить против сложившихся устоев общества, за развитие свободной научной мысли. Воспитания духовности в рамках программы «Рухани Жаңғыру» и как одной из целей «Мәңгілік ел». |
Межпредметная связь: |
Астрономия, познание мира, история Казахстана. |
Предыдущие знания: |
Учащиеся из предмета «Познание мира» имеют начальные представления о геоцентрической и гелиоцентрической системе мира, знают, что центром Вселенной является Солнце и что планеты движутся по своей орбите вокруг Солнца. |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок |
Ресурсы |
Начало урока 1 мин.
5 мин
2 мин |
Организационный момент Озвучивание темы урока.
Актуализация знаний: 1. Стратегия КМ «Цепочка признаков». Данная стратегия критического мышления направлена на повторение учебного материала предыдущего урока. 1-й учащийся называет термин «Реформация» и дает определение данного понятия. Следующий учащийся характеризует положение католической церкви в средневековой Европе. Затем, следующий ученик говорит о Реформации в Германии и влиянии на нее учения Мартина Лютера. Другие учащиеся анализируют итоги Реформации в других европейских странах.
2. Часть учащихся/5 человек выполняют тестовые задания в онлайн режиме по теме «Религиозная и культурная жизнь средневековой Европы».
Критерии оценивания: 1. Определяют значение термина «Реформация». 2. Характеризуют положение католической церкви в средневековой Европе. 3. Анализируют итоги Реформации в странах Европы. Формативное оценивание – «Аплодисменты».
Исследование темы урока: Учащимся на слайде демонстрируем модели Вселенной: геоцентрическую и гелиоцентрическую. Учащиеся указывают на разницу в данных моделях: на первой картинке показана ошибочная версия представления о строении Вселенной с расположением Земли в центре, а на второй картинке – ближе к современной системе знаний о строении Вселенной с движением планет вокруг Солнца. Учитель называет авторов систем о строении Вселенной и знакомит учащихся с темой урока. Учащиеся определяют цели и задачи урока. |
Презентация, слайд 1 Слайд №3
Всемирная история. 7 класс. «Религиозная и культурная жизнь средневековой Европы»
Слайд №4 |
Середина урока 2 мин
6 мин
2 мин
2 мин
3 мин
2 мин
6 мин
4 мин |
Ознакомление учащихся с новыми терминами: наука, ученый, геоцентрическая система, гелиоцентрическая система, Научная революция, эллипсы.
Стратегия КМ «Кластер – гроздь винограда» Учащимся предлагаем в группе составить схему взглядов ученых средневековья о строении Вселенной и, используя полученную информацию, определить, насколько каждый из рассмотренных исследователей был близок к теории гелиоцентрического устройства Вселенной по теории Коперника. После исследовательской работы в группе учащиеся на доске размещают имена ученых ближе к теории Коперника или дальше от нее, объясняя при этом свое решение. 1-я группа – взгляды индийского астронома Ариабхата. 2-я группа – взгляды древнегреческого философа Аристарха Самосского. 3-я группа – взгляды арабского мыслителя Абу Райхана аль-Бируни. 4-я группа – взгляды ученого Ал-Кушни. Критерии оценивания: 1. Определяют систему взглядов ученых о строении Вселенной. 2. Схематически изображают систему взглядов ученых о строении Вселенной. 3. Делают вывод об уровни близости теории ученого к идеи Николая Коперника. Взаимооценивание «+ - интересно»
(ОК) Организуем дискуссию в классе по вопросу: «Как вы считаете, почему, несмотря на то, что Коперник не был первым ученым, высказавшим предположение о гелиоцентрической системе устройства мира, именно его считают основателем современной научной модели Вселенной?».
Учащиеся просматривают видеоролик о жизнедеятельности Николая Коперника.
Работа в парах, обсуждение вопросов: - Каковы предпосылки изменений научной картины мира в период Научной революции? - Почему ученый Николай Коперник, являясь служителем церкви, выдвинул теорию, разрушающую ее основы? Несколько ответов заслушиваются вслух в классе.
(К) Работа с текстом учебника/таблица «Сравнение религиозного и научного взглядов на мир». Учащиеся сравнивают два взгляда на мир и делают вывод об изменениях в мировоззрении людей.
Групповая работа. Метод «Личность в истории» На основе раздаточного материала определить последователей идеи Николая Коперника и на ватмане отобразить годы его жизни, и почему он стал знаменит. Учащиеся определяют, в чем отличия открытий Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона от предложенной Коперником формы. Критерии оценивания: 1. Указывают годы жизни ученого. 2. Описывают достижения ученого. 3. Анализируют достижения ученого и отличия открытий от идеи Николая Коперника. Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»
(И) Выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме.
Самооценивание «Зеленый светофор». Учащиеся берут соответствующий цвет фишки с результатами теста: фишка зеленого цвета – 1-3 правильных ответа, фишка синего цвета – 4 правильных ответа, фишка красного цвета – 5 правильных ответов. |
Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7
Всемирная история. Развитие научных знаний в Европе. Задание 3
Слайд №9
Приложение №1
Слайд №10
Всемирная история. Развитие научных знаний в Европе. Задание 9 |
Конец урока Рефлексия 3 мин
1 мин
1 мин |
(И) Ученики высказывают свое мнение по поводу проблемного вопроса урока, используя ПОПС формулу: - занимает позицию (я считаю, что…) - обосновывает позицию (потому что) - приводит аргументы (я могу привести примеры) - делает вывод (таким образом) По окончании учитель подводит итог урока. Лидеры групп озвучивают результаты работы учащихся в группе на основе листа оценивания в соответствии с критериями успешности. Домашнее задание: §26. Выполнить задание в тетради. |
Слайд №12
|
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание – как вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности. |
Дифференциация выражена в предоставлении возможности выбора работы с различными источниками: текстом документа, раздаточным материалом, видеоматериалом, структурированной информацией (таблица), в смене видов умственной деятельности, в возможности определения целей урока, а также в наблюдении и блиц-консультации учителя по вопросам учащихся. Активная работа в парах и группах дает учащимся возможность на коллаборативное сотрудничество и поддержку со стороны других учащихся. Учитель предоставляет консультации по мере необходимости. |
Учитель проводит оценивание в форме комментариев к выполненным заданиям по критериям. Учащиеся оценивают достижения других учащихся путем взаимооценивания «Аплодисменты», «+ - интересно», «Две звезды и одно пожелание», а свои достижения – самооцениванием «Зеленый светофор». |
Соблюдение техники безопасности. Здоровьесберегающие технологии. Использование активных видов деятельности, проветривание помещения.
|
Рефлексия по уроку |
|
|
|
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить ваш урок (в том числе преподавание и учение)?
1:
2:
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока? |