Как появился первый человек?
Цели урока: |
объяснять происхождение человека на основе различных теорий; объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия. |
Цели обучения: |
5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия |
Цели обучения учащихся: |
Все учащиеся смогут: учащиеся смогут объяснять, как произошел человек; учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей. Большинство учащихся будут знать виды исторических источников. Некоторые учащиеся смогут: описывать результаты наблюдений; самостоятельно выполнять наблюдение за информациями. |
Критерии успеха: |
Умеют находить и использовать нужную информацию. Знает, как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Будут уметь работать над идеей произведений, решением проблемных ситуаций. Потребности в творческой деятельности. |
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи: |
Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка. |
Навыки использования ИКТ: |
На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код. |
Предварительные знания: |
Можно ссылаться на любые предварительные знания по другим дисциплинам, например, предмет познание мира – знания о возникновении первых людей, в науке – знания, связанные с объяснением происхождения видов и теорией эволюции, в географии – знания о формировании континентов и изменениях в климате, и знания, связанные с изучением создания мифов в рамках религиозных традиций. |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока |
Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. Ребята, вам нравится история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом? Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения. Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию. Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…, так как…» |
Иллюстрации и видео, показывающие разные теории о происхождении человека. Рисунок, показывающий эволюцию человека от гоминид до современного человека. https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka Ссылка на видео о происхождении человека, шимпанзе наши ближайшие родственники: https://twig-bilim.kz/ru/film/ |
Критерии успеха |
Используя учебники, заполняют таблицу в группе. Презентуют работы, отвечают на вопросы. |
|
Середина урока
|
По методу «Поп-корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке. Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела. Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников, они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели. Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет. Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг. Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т. к. был достаточно коротким. Древнейшие люди – к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т. е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком. Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему. Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визг современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты. Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно. Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его. Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие (и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами. У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье. Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошек. К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens. В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека. В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации. Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять. Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем). Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам. Анализ и обсуждение. Защита мини-проектов (постеров) Ответы на проблемные вопросы. Критерии оценивания:
Дескрипторы:
Ответили на проблемные вопросы
Работа в группах. Метод «карусель» Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита». Презентация выполненной работы. - если я вас правильно понял то…? - по вашему выступлению я пришел к выводу что... - так вы утверждаете что...?
Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке. Какой теории вы доверяете и почему? Работа с учебным пособием Школьная лекция Работа с учебником – запись в тетради. Составление антропологической карты. Австралопитек – Питекантроп – Синантроп – Неандерталец – Кроманьонец – Человек разумный – составление кластера
Напишите рассказ, как человек заселили территорию Казахстана. |
Учебник: Слайд Карточки
|
Критерии успеха |
отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме. |
|
Конец урока
|
Работа учащихся в группах с использованием различных источников, прочитав текст и выполнив тест. Составляют схему Теперь давайте обобщим изученное и составим схему родословного древа современного человека («древо человека»).
Историческое эссе Вопросы для закрепления урока;
Г) Приготовьте заранее и раздайте группам по 4 карточки с названиями форм общественной организации (стадо, род, община, племя). Предложите учащимся разложить карточки в хронологическом порядке. Возможно, не все учащиеся выполнят данное задание верно. После этого раздайте учащимся карточки с определениями предложенных ранее терминов и снова попросите разложить карточки с терминами в соответствующей последовательности. (Г) Учащимся предлагается в группах (можно провести жеребьевку) изобразить одну из форм объединения людей в виде пантомимы: человеческое стадо, род, община, племя, используя их краткое описание. После показа пантомим, учитель предлагает учащимся сделать аргументированный вывод об изменениях в жизни первобытных людей. Критерии оценивания:
Дескрипторы:
(ИС) В результате исследования учащиеся смогут анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы. Рефлексия урока. Учитель предлагает начать заполнение таблицы «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ) по проблеме урока. |
Дополнительный материал: https://www.itest.kz/ru/ |
Критерии успеха |
умение составлять характеристику географического положения. |
|
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Используемые физминутки и активные виды деятельности.
|
Целое и части презентация задания
|
К концу урока учащиеся научатся: Проведите работу по самооцениванию учащихся с помощью Лестницы успеха в рабочей тетради. |
№1: Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.
№2 На носочках ходят мыши. Так, чтоб кот их не услышал. |