Как появился первый человек?

Абдрахманова Маржан Султанбековна
СКО, район Г. Мусрепова, с. Ковыльное, КГУ «Ковыленская СШ»
1550
Всемирная история
Тема:
Как появился первый человек?

Цели урока:

объяснять происхождение человека на основе различных теорий;

объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия.

Цели обучения:

5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий;

5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цели обучения учащихся:

Все учащиеся смогут:

учащиеся смогут объяснять, как произошел человек;

учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей.

Большинство учащихся будут знать виды исторических источников.

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений;

самостоятельно выполнять наблюдение за информациями.

Критерии успеха:

Умеют находить и использовать нужную информацию.

Знает, как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Будут уметь работать над идеей произведений, решением проблемных ситуаций. Потребности в творческой деятельности.

Привитие ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи:

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

Навыки использования ИКТ:

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.

Предварительные знания:

Можно ссылаться на любые предварительные знания по другим дисциплинам, например, предмет познание мира – знания о возникновении первых людей, в науке – знания, связанные с объяснением происхождения видов и теорией эволюции, в географии – знания о формировании континентов и изменениях в климате, и знания, связанные с изучением создания мифов в рамках религиозных традиций.

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

Начало урока

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Ребята, вам нравится история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом? 

Первый чел 1.PNG

Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения. Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию. 

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…, так как…»

Иллюстрации и видео, показывающие разные теории о происхождении человека. Рисунок, показывающий эволюцию человека от гоминид до современного человека.

https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka

BilimLand.jpg первый чел

Ссылка на видео о происхождении человека, шимпанзе наши ближайшие родственники: https://twig-bilim.kz/ru/film/

chimps-our-closest-relatives

Twig.jpg первый чел

Критерии успеха

Используя учебники, заполняют таблицу в группе.

Презентуют работы, отвечают на вопросы.

 

 

Середина урока

 

По методу «Поп-корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

Первый чел 2.PNG

Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников, они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.

Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т. к. был достаточно коротким.

Древнейшие люди – к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т. е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.

Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.

Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визг современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.

Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие (и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.

У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.

Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошек.

К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.

В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем).

Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам.

Анализ и обсуждение.

Защита мини-проектов (постеров)

Ответы на проблемные вопросы.

Критерии оценивания:

  • Учащиеся объясняют происхождение человека на основе  различных теорий.

Дескрипторы:

  1. Группа изучила одну теорию.
  2. Использовали различные ресурсы.
  3. Подготовили мини-проект.
  4. Провели защиту мини проекта.

Ответили на проблемные вопросы

 

Работа в группах. Метод «карусель»

Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита».

 Презентация выполненной работы.

- если я вас правильно понял то…?

- по вашему выступлению я пришел к выводу что...

- так вы утверждаете что...?

  1. Составление кластеров

Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке.

Какой теории вы доверяете и почему?

Работа с учебным пособием

Школьная лекция

Работа с учебником – запись в тетради.

Составление антропологической карты.

Австралопитек –

Питекантроп –

Синантроп –

Неандерталец –

Кроманьонец –

Человек разумный –

составление кластера

 

Напишите рассказ, как человек заселили территорию Казахстана.

Учебник:

Слайд

Карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии успеха

отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме.

 

Конец урока

 

Работа учащихся в группах с использованием различных источников, прочитав текст и выполнив тест.

Составляют схему

Теперь давайте обобщим изученное и составим схему родословного древа современного человека («древо человека»).

 Первый чел 3.PNG

Историческое эссе

Вопросы для закрепления урока;

  1. Что означает слово история?
  2. Кого мы называет отцами истории?
  3. Кого называют шежиреши, а кого летописцами?
  4. Зачем нужно изучать историю?

Г) Приготовьте заранее и раздайте группам по 4 карточки с названиями форм общественной организации (стадо, род, община, племя). Предложите учащимся разложить карточки в хронологическом порядке. Возможно, не все учащиеся выполнят данное задание верно. После этого раздайте учащимся карточки с определениями предложенных ранее терминов и снова попросите разложить карточки с терминами в соответствующей последовательности.

(Г) Учащимся предлагается в группах (можно провести жеребьевку) изобразить одну из форм объединения людей в виде пантомимы: человеческое стадо, род, община, племя, используя их краткое описание.

После показа пантомим, учитель предлагает учащимся сделать аргументированный вывод об изменениях в жизни первобытных людей.

Критерии оценивания:

  • учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей.

Дескрипторы:

  1. Артистичность учащихся.
  2. Отражение различий форм объединения людей в пантомиме.
  3. Делают выводы.

(ИС) В результате исследования учащиеся смогут анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы.

Рефлексия урока. Учитель предлагает начать заполнение таблицы «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ) по проблеме урока.

Дополнительный материал: https://www.itest.kz/ru/

lekciya_glava_i_poyavlenie_drevnejshikh_lyudej_ru

iTest.jpg первый чел

Критерии успеха

умение составлять характеристику географического положения. 

 

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

Целое и части  презентация задания

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся с помощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

№1:

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

Сообщить об ошибке