Древняя Месопотамия: государства Шумер и Аккад
Цели урока: |
- образовательные: познакомиться с государствами Древней Месопотамии; - развивающие: продожить работу по развитию навыков сравнительного анализа и критического мышления, развитию навыков работы с картой и контурной картой; развитие творческих способностей школьников; - воспитательные: воспитание у учащихся чувства патриотизма, пацифизма, уважительного отношения к труду, интереса к науке история, воспитание сознательного отношения к обучению.
|
Методы, способы проведения урока: |
теоретизированный урок с применением ИКТ.
|
Наглядность урока: |
карта «Египет и Передняя Азия в древности», учебник «История древнего мира» для 6 класса (Тулебаев Т.А., Дакенов М., Кусаинова Р.Т.) 2015г., https://bilimland.kz/ru карточки с заданиями, материал с видеороликами и тестами контурная карта, таблица на магнитной доске с символьными отображениями).
|
Ход урока:
1.Организационный момент – 1 мин. Презентация «Все в наших руках!»
2. Повторение пройденного материала: https://bilimland.kz/ru/home - lesson=17036
№ 3616. Хронология и периодизация истории Древнего мира.
1. Найдите правильный ответ.
Историческая хронология - это
- наука, изучающая закономерности повторяющихся небесных явлений
- наука, определяющая время событий в истории
Доистория - период
- от появления людей до появления письменности
- от возникновения письменности до современности
История - период
- от появления людей до появления письменности
- от возникновения письменности до современности
2. Найдите соответствие.
Период от истории древнего мира до нового времени
Крупный исторический период с характерными особенностями
эпоха
средневековье
Найдите правильный ответ.
К какому веку относится 1305 год?
- к 14 веку
- к 13 веку
- к 15 веку
- к 16 веку
- к 18 веку
Год, считающийся концом истории древнего мира
- 395 г.
- 476 г.
- 751 г.
- 800 г.
- все неверно
«Человек разумный» появился примерно
- 40 тыс лет до н.э.
- 50 тыс лет до н.э.
- 100 тыс лет до н.э.
- миллион лет до н.э.
- 1 год н.э.
Открытие Колумбом Америки в 1492 году относится к
- X веку
- XI веку
- XII веку
- XV веку
- XVII веку
Появление печатных книг в середине 1440-х годов относится к периоду
- древности
- средневековья
- нового времени
- новейшего времени
- доистории
Индивидуальная работа по карточкам:
Соотнесите иллюстрации с терминами и понятиями. (Предложены слова: первобытные люди,цивилизация, великие мыслители древности, карта, орудия труда)
2. Изучение новой темы по материалам https://bilimland.kz/ru/home - lesson=17050
1. Географическое положение и природа Двуречья. Занятия жителей Двуречья.
С самого начала необходимо вызвать глубокий интерес учащихся к изучению предмета «История Древнего мира». С этой целью нужно правильно сориентировать внимание учащихся в начале урока, психологически настроить их на восприятие нового урока. Самое важное – творческая подготовка к проведению урока самого учителя.
Начиная урок, учитель обращает внимание учащихся на расположение двух ре, Ефрата и Тигра, берущих свои истоки с одних и тех же горных высот Закавказья, протекающих параллельно, как бы собирающихся слиться в единое русло, и впадающих в Персидский залив.
Используем материал https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/zhizn-drevnix-obshestv/lesson/drevnie-czivilizaczii-vostoka раздела «Жизнь древних обществ» - «Древние цивилизации Востока». № 3623. Древние цивилизации Востока
По мере изучения учитель по карте проводит схему расположения двух рек, совершая с учениками путешествие в этот регион, подчеркивает, что иногда регион Двуречья называют Месопотамией. А в древние времена этот регион был болотистым, здесь было много Камышевых зарослей.
Далее учащиеся смотрят материал видеороликов, читают тексты. Школьники подводятся к выводу, что этот район не случайно стал центром развития земледелия в Передней Азии.
Далее им предлагается отобразить в таблице информацию о географическом положении Двуречья: определить местоположение страны, описать ее рельеф.
На магнитной доске и в тетрадях таблицы
Местоположение страны |
Рельеф |
Особенности природных условий |
Занятия жителей |
Правители |
Основные события |
|
|
|
|
|
|
Работа с контурной картой и атласом. При работе с картой Древнего Двуречья ученики выполняют задания: подписать название рек Евфрат и Тигр, подписать названия государств по их местоположению.
В заключение проверяется заполнение символьной таблицы на доске и делаются выводы об общих чертах и особенностях природных условий Двуречья и Египта.
Далее идет рассказ из «Сказания о Гильгамеше» с просмотром фрагмента видеоролика о наводнении в Египте. «Сказания о Гильгамеше» ученики объясняют причины рождения мифа о всемирном потопе в Двуречье.
По работе с иллюстрацими презентации пятиклассники, наблюдая анимационную схему поливной системы, должны применить понятие «ирригация» к ее изображению и объяснить его смысл. Учитель сообщает, что шумеры первыми освоили ирригацию и оставили письменные свидетельства устройства этой водной системы. Следует отметить, что древние шумеры первоначально не могли расселяться по берегам рек в нижнем течении Тигра и Евфрата. Это стало возможно только благодаря ирригации и осушению земель.
При работе с презентацией учащиеся знакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности шумеров и аккдцев.
2. Древнейшие государства Двуречья. Становление городов-государств.
На основе карты и изобразительных первоисточников ученики определяют местоположение древних городов и дают описание их внешнего облика.
Наиболее сложная часть урока связана с организацией применения учениками понятия «государство». Предъявляемые первоисточники из истории разных шумерских городов в совокупности позволяют школьникам выявить все известные им признаки государства: царская власть (отрывок из «Сказания о Гильгамеше» и печать царя Урука), наличие чиновников, казны (изображения сцен из жизни г. Ура), войска (стела Нарамсина), законов (фрагмент древних законов Лагаша). В результате ученики подводятся к определению понятия «город-государство». Город, в котором существовало правление, регулирующее отношения между людьми с помощью законов и силы.
3. Аккадское государство. Правление III династии династии Ура.
Далее через просмотр материалов https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/zhizn-drevnix-obshestv/lesson/drevnie-czivilizaczii-vostoka раздела «Жизнь древних обществ»- «Древние цивилизации Востока». № 3623. Древние цивилизации Востока - учащиеся узнают о правлении Шаруккина, Нарамсина, Ура, Шульги.
На основе изученного материала видеороликов, текста, иллюстраций ученики извлекают информацию об образе жизни жителей Двуречья и истории государств.
На магнитной доске и в тетрадях в таблице отображаются имена правителей и названия завоеванных земель.
Закрепление изученного материала:
Работа с конспектом и выполнение заданий в тетрадях с новыми словами к конспекту. Учащиеся получают текст краткого конспекта для самостоятельной работы http://itest.kz/exam_test?test_id=623030968
Конспект.
Древние государства Двуречья были расположены между реками Евфрат и Тигр, которые протекают на юге-западе Азии, берут свое начало в горах Закавказье и впадают в Персидский залив. Первые жители юга Двуречья называли шумерами и аккадцами. Они были основным населениям, которые образовали одну из самых древних цивилизаций. Несмотря на это шумерам принадлежала основная роль в развитии Двуречья. Крупные города-государства Ур, Урук, Ниппур. «Поэма о Гильгамеше» была знаменитой поэмой народов Двуречья.
«Нубанда» - правители шумеров, «машки» - сборщики налогов, «дуггур» - казначей, «гал уку» - военачальники, «дамкар» - руководители торговли, «патеси» - маленькие города.
В 3 тыс. в. до. н.э. город Лагаш усилился и завоевал многие соседние города. Во время правления царя Ур-нанше строительное дело хорошо развивалась. При правления царя Эанату шумери южную часть Двуречья и города Ур, Урук. Он смог подавить восстание в городе Умма и в честь этого события приказал вычесть изображение в камне.
Царь аккада Шаруккин (Саргон «Настоящий правитель») смог объединить города Двуречья и положить конец междоусобицам. Позже он превратил Двуречья в сильную державу Шумеро-Аккадское царство. Во время правления Шаруккин в Двуречья установился мир и были вырыты протяжные каналы, который позволил получить хороший урожай. У царя была очень большая армия, с помощью которого он совершил поход на запад на территории Сирии. Его часто называли «царем всех четырёх сторон света». Он подчинил Сирию и все земли на берегах Тигра.
В 2109 г. до н.э. царем стал представитель из династии города Ур. При новом правлении земли царства увеличилась. Они завоевали земли Ассирии. Хорошо развивалась сельское хозяйство. В качестве денег использовались медные и серебряные слитки. Здесь же появилось одна из древних в мире письменности похожие на тюркские письменности.
Вопросы к конспекту
Укажите, какие племена были первыми жителями юга Двуречья:
Как называли правителей малых государств Двуречья:
«Поэма о Гильгамеше» была знаменитой поэмой народов:
Тестирование по теме:
1. Как называли правителей малых государств Двуречья:
A Консулы
B Фараоны
C Цари
D Патеси
E Стратеги
Титул правителей малых государств Двуречья называли – царь. «Машки» - сборщики налогов, «дуггур» - казначей, «гал уку» - военачальники, «дамкар» - руководители торговли.
2. Как называли сборщиков налогов малых государств Двуречья:
A Консулы
B Машки
C Цари
D Патеси
E Стратеги
3. Как называли военноначальников малых государств Двуречья:
A Дуггур
B Гал уку
C Дамкар
D Патеси
E Машки
Итог урока:
Что узнали? |
Чему научились? |
Что успели? |
Какой момент урока был самым интересным? |
На экране появляется портрет О.Сулейменова и книга «АЗ и Я».
Учитель предлагает прочитать школьникам 2 абзац на стр. 14.текста парагарфа и прочитать в конце парагафа1 фрагмент «Шумернаме» из «АЗ и Я», стр 15 учебника и ответить на вопросы к тексту на стр15.
Выслушав ответы учащихся, учитель должен подвести школьникорв в пониманию, что во все времена люди защищали свою Родину, прославляли ее в своих песнях и стихах. Что многие народы живущие на земле имеют общие корни, независимо от цвета кожи, религии, национальности. Работа с таблицей учебника стр 15. «Шумерские и тюркские слова».
Учитель объясняет школьникам, что люди должны стремиться жить в мире и сохранить для своих потомков культурные достижения дошедшие до нас.
Домашнее задание: §1 прочитать и ответить на вопросы в конце парграфа на стр.14-15.
Оценки за урок.