Восстание казахов в 1836–1838 годах в Букеевской Орде

Гардер Сергей Петрович
Костанайская обл., с. Карабалык, ГУ «Карабалыкская СШ имени А. Кунанбаева»
1674
История Казахстана
Тема:
Восстание казахов в 1836–1838 годах в Букеевской Орде

Цели обучения:

7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики.

Цели урока:

• Все: определять причины и последствия национально-освободительной борьбы в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836–1838 гг.
• Большинство: применять в практической деятельности знаний, отражающих информацию о причинах и последствиях национально-освободительного восстания 1836–1838 гг.
• Некоторые: предлагать шаги, которые могли бы привести к большим успехам в достижении целей восставших.

Критерии успеха:

• Выявляет причины восстания в Букеевской Орде 1836–1838 гг.
• Определяет последствия восстания в Букеевской Орде 1836–1838 гг.
• Применяет полученные знания в процессе нахождения ошибок в тексте и их исправления.
• Предлагает конкретные шаги для достижения целей восстания.

Языковые цели:

Предметная лексика и терминология:
• восстание;
• национально-освободительное движение;
• шаруа;
• колонизация.
Полезные фразы для диалога/письма:
• Букеевская Орда располагалась...
• Хан Жангир в своей деятельности придерживался...
• Восстание в Букеевской Орде можно разделить на...
• Руководителями восстания были...
• Основной движущей силой восстания стали...
• Причины восстания в Букеевской Орде заключались в...
• Восстание началось с...
• Можно определить следующие последствия восстания...
• Историческое значение восстания состоит в...
• Восстание потерпело поражение по причинам...
Навыки:
• чтения через изучение материала к уроку;
• говорения через формулирование вопросов и ответов на этапе закрепления;
• письма через выполнение творческого задания, направленного на предложение путей качественного изменения хода восстания, действий восставших и руководителей.

Привитие ценностей:

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, коммуникативность, сотрудничество, уважение.

Межпредметные связи:

На уроке прослеживается межпредметная связь с казахской литературой через знакомство с отрывком художественного произведения Махамбета Утемисова; с казахским языком через просмотр и анализ видеоресурса с imektep.kz на казахском языке.

Предварительные знания:

На урок учащиеся приходят со знаниями внутреннего и внешнего положения Казахстана в первой половине XIX века, колониальной политики царской России и изменениях в положении местного населения в результате проведения реформ 1822–1824 гг.

Используемые ресурсы:

imektep.kz (ресурс «Батырларжыры»)
imektep.jpg2019iTest.jpg
itest.kz (конспект и тест по теме «Народное восстание 1836–1838 годов во Внутренней (Букеевской) Орде под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова».

У учеников класса имеется подписка на пользование ресурсами BMG, поэтому на все электронные материалы, используемые на уроке, вставлен QR-код, отсканировав который ученики сразу переходят на нужную страницу, не тратя времени на поиск.

Все раздаточные материалы и задания для проведения урока можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/MjYV03E9DPgAIA

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока
10 мин.

Организационный момент. (Приветствие. Психологический настрой – одно пожелание на урок)

Актуализация опорных знаний.

(И) Проверка д/з. по теме реформы 1822–1824 гг.
vosstanie_1.pngvosstanie_2.png

(П)ФО: взаимооценивание с соседом по парте (письменно). Самооценивание.

(К)ПСМ. Просмотр видеоресурса на сайте imektep.kz (время просмотра 2:43 – 3:42). После просмотра учитель учащимся задает вопросы (краткая информация: Когда мальчики вырастали они отправлялись защищать Родину – это был святой долг. Батыры всегда одерживали победу над врагом. Батыра в бою всегда сопровождал его верный конь):
1) о чем был данный видеофрагмент?
2) кого называли батырами?

(К)ПСМ. Слова Махамбета Утемисова о хане Жангире:

«Ты разве хан, что Богом дан?
Да лютый волк ты –
Вот кто!
Твой злобный взгляд – змеиный яд!
Там ты с хвостом,
Ты скорпион. 
Ты коварный волк, а не хан.
Пусть задушит тебя шайтан,
Пусть тебя осмеют друзья
И враги по черепу бьют!
Ядовитая ты змея,
Ты заразой черной рожден!
Ты на троне жесток и лют, 
Вилохвостый ты скорпион!..»

Вопросы для учащихся после прочтения (подведение к теме)
1.    Как вы думаете, в результате какой деятельности один из подданных хана Жангира написал о нем (хане) такие слова?
2.    К каким последствиям могла привести такая ситуация в государстве?

(К)Формулирование темы: ученикам предоставляется возможность самостоятельного формулирование темы, при необходимости учитель направляет ход мыслей учащихся. После определения темы учитель называет исследовательский вопрос: «Какая идея сближала Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы?», помещая его на доску.

Разделение на группы (жеребьевка)

Раздать листы самооценивания (Основа для составления листа самооценивания взята с ресурса https://infourok.ru/masterklass-po-teme-sistema-samokontrolya-i-samoocenki-na-urokah-matematiki-1954737.html)
 vosstanie_8.png

Карточки 

 

 

 

 

 

iMektep.jpg2019

https://imektep.kz/kz/batirlar-zhiry
vosstanie_9.png

На доске слайд с портретами Жангир хана и Махамбета Утемисова (http://old.e-history.kz/ru/publications/view/1009
https://vk.com/wall-89616553_70
)

 

 

 

 

https://turkology.tk/library/278 (слова Махамбета)


Распечатанный на белой бумаге исследовательский вопрос.

 

 

 

 

 

 

 


Пронумерованные листочки (1-4)
 

Середина урока
20 минут (9-7-4)

(Г) Группы получают задание №1 (графический органайзер), у каждой группы задание отличается. После получения задания все группы получают электронный ресурс для ознакомления с материалом темы на сайте itest.kz, и краткий видеоматериал на сайте youtube.com.
(8-9 мин.)
Учащиеся в группе могут разделиться: часть изучает текстовый материал, другая часть – видеоматериал. В процессе заполнения происходит обмен информацией.

vosstanie_3.pngvosstanie_4.png

Ф.О.: оценивание учителем (устная обратная связь). Самооценивание

Физ. разминка. Учитель просит рассчитаться по порядковым номерам в каждой группе. Каждый третий из групп выходит на середину класса, проводят разминку.

(Г) Задание №2 (Найди ошибку): Внимательно изучите представленный материал. Найдите ошибки и исправьте их.

Букеевская орда располагалась на юге Казахстана, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. В годы восстания правителем Букеевского ханства являлся Жангир. В своей деятельности он был полностью независим от царской администрации. Восстание в Букеевской орде длилось 7 лет и его можно разделить на 4 больших этапа. Основной движущей силой восстания являлись рабочие нефтяных промыслов и почтово-телеграфных служащих. Руководили восстанием Исатай Тайманов и Махамбет Нурпеисов. Главной причиной восстания стали реформы 1822 года в Среднем жузе. Поводом к началу восстания послужило назначение в 1833 г. Карауыл-кожи правителем казахских родов, кочевавших в районе Аральского моря. Восстание усилило поддержку ханского двора со стороны обычного населения. Повстанцы были хорошо организованы, однако плохое вооружение привело к тому, что в 1837 году восстание потерпело поражение.

vosstanie_5.png

Ф.О.: взаимооценивание групп с устной обратной связью. После проведения взаимооценивания для улучшения психологической атмосферы проводится еще один прием формативного оценивания – «Аплодисменты». 
Самооценивание.

(И) Задание №3 (ПиР): проанализировав причины поражения, предложить шаги, которые могли бы привести к большим успехам в достижении целей восставших.

vosstanie_6.pngvosstanie_7.png

ФО: оценивание учителем (письменная обратная связь). Самооценивание

Распечатанные задания.

Текстовая Информация для выполнения задания: https://itest.kz/ru/ent/368/487
iTest.jpg2019

vosstanie_10.png

Видеоматериал для выполнения задания: https://www.youtube.com/watch?v=9H61JcSC4qo
vosstanie_11.png

 

 

 

 

 

 

 

 

Распечатанные задания для групп.

 

 

 

 

 

 

 

Распечатанные задания для каждого ученика.
 

Конец урока
10 минут

Закрепление.
(Г) Для закрепления предлагается решить тест по пройденной теме на сайте itest.kz. Есть возможность выполнить это задание индивидуально, однако более продуктивна в этом плане групповая работа, т. к. в процессе происходит обсуждение вопросов.
Ф.О.: после решения теста автоматически появляется количество правильных ответов, а также возможность выполнения работы над ошибками. Ученики самостоятельно проводят работу над ошибками.


Домашнее задание. Прием «Беспроигрышная лотерея». Дети сами вытягивают себе задания.


Рефлексия. Прием «Две звезды, одно пожелание» от каждой группы и по желанию учащихся для регулирования времени.

Тест находится по адресу (после конспекта): https://itest.kz/ru/ent/368/487
vosstanie_12.png

Заранее подготовленные учителем карточки с домашним заданием.

Атрибут приема

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В процессе проведения урока прослеживаются следующие виды дифференциации:
- дифференциация по целям. Т.е. на урок поставлены цели для всех, большинства и некоторых;
- разноуровневые задания, предполагающие повышающийся уровень сложности внутри самого задания. (проверка д/з используются навыки знания и понимания, но последний вопрос этого задания ориентирован на навыки высокого порядка);
- дифференциация по темпу. Для учеников с высокой мотивацией и скоростью мыслительных процессов предусмотрены дополнительные задания;
- дифференциация по выводам. Более ярко она будет прослеживаться в задании №3, где учащимся необходимо предложить свою точку зрения для решения проблемы;
- диалог и поддержка. В процессе выполнения заданий, некоторым ученикам (с низкой мотивацией) производится поддержка в форме диалога и направление их хода мыслей в сторону достижения цели. Основная же часть класса в этом не нуждается;
- дифференциация через оценивание. На протяжении всего урока деятельность учеников регулярно оценивается. В результате разного уровня и качества выполнения заданий, а также причастности к групповой работе происходит дифференциация через оценивание;
- дифференциация через группирование. На протяжении большей части урока происходит работа в группах. На этапе начала урока весь класс делится на 4 группы, которые составляются из учеников разными запросами. Помимо групповой формы работы происходит индивидуальная работа и работа в парах.

В течение всего урока применяются приемы формативного оценивания: 
- на этапе проверки домашнего задания производится письменное взаимооценивание с соседом по парте;
- задание №1 оценивается учителем. Учитель производит устную обратную связь, отмечая достижения учащихся и определяя моменты в которых ученикам следовало бы проявить более высокий уровень усердия;
- по итогам выполнения второго задания, происходит взаимооценивание групп через устную обратную связь. Каждая группа в процессе оценивания показывает количество обнаруженных ошибок, а также указывает на пропущенные ошибки (если таковые имеются);
- реализуется прием ф.о. «аплодисменты», который мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность, в чем и раскрывается принцип «оценивание для обучения»;
- письменная обратная связь учителя реализуется по результатам выполнения задания №3 (задание для некоторых);
- письменная обратная связь групп реализуется на этапе «конец урока» по итогам выполнения задания на закрепление «письмо в конверте»;
- самооценивание. Реализуется на протяжении всего урока. В начале урока каждому ученику предоставляется лист самооценивания, в котором он (ученик) в процессе деятельности на уроке производит записи и оставляет пометки, касающиеся уровня его вовлеченности в процесс и качества активной деятельности на уроке.
 

В начале урока и, примерно на 25-27 минуте урока проводится психологический настрой. Целью первого является настрой учащихся на урок, второго – мотивация на дальнейшую деятельность. 

В середине урока с целью снятия физического и эмоционального напряжения, учащимися проводится физ. разминка. 

На протяжении урока происходит смена форм и видов деятельности, что вкупе с активными методами обучения дают положительный здоровьесберегающий эффект.
 

 

Сообщить об ошибке