Восстание казахов в 1836–1838 годах в Букеевской Орде
Цели обучения: |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики. |
Цели урока: |
• Все: определять причины и последствия национально-освободительной борьбы в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836–1838 гг. |
Критерии успеха: |
• Выявляет причины восстания в Букеевской Орде 1836–1838 гг. |
Языковые цели: |
Предметная лексика и терминология: |
Привитие ценностей: |
Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, коммуникативность, сотрудничество, уважение. |
Межпредметные связи: |
На уроке прослеживается межпредметная связь с казахской литературой через знакомство с отрывком художественного произведения Махамбета Утемисова; с казахским языком через просмотр и анализ видеоресурса с imektep.kz на казахском языке. |
Предварительные знания: |
На урок учащиеся приходят со знаниями внутреннего и внешнего положения Казахстана в первой половине XIX века, колониальной политики царской России и изменениях в положении местного населения в результате проведения реформ 1822–1824 гг. |
Используемые ресурсы: |
imektep.kz (ресурс «Батырларжыры») |
У учеников класса имеется подписка на пользование ресурсами BMG, поэтому на все электронные материалы, используемые на уроке, вставлен QR-код, отсканировав который ученики сразу переходят на нужную страницу, не тратя времени на поиск. |
Все раздаточные материалы и задания для проведения урока можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/MjYV03E9DPgAIA |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока |
Организационный момент. (Приветствие. Психологический настрой – одно пожелание на урок) Актуализация опорных знаний. (И) Проверка д/з. по теме реформы 1822–1824 гг. (П)ФО: взаимооценивание с соседом по парте (письменно). Самооценивание. (К)ПСМ. Просмотр видеоресурса на сайте imektep.kz (время просмотра 2:43 – 3:42). После просмотра учитель учащимся задает вопросы (краткая информация: Когда мальчики вырастали они отправлялись защищать Родину – это был святой долг. Батыры всегда одерживали победу над врагом. Батыра в бою всегда сопровождал его верный конь): (К)ПСМ. Слова Махамбета Утемисова о хане Жангире: «Ты разве хан, что Богом дан? Вопросы для учащихся после прочтения (подведение к теме) (К)Формулирование темы: ученикам предоставляется возможность самостоятельного формулирование темы, при необходимости учитель направляет ход мыслей учащихся. После определения темы учитель называет исследовательский вопрос: «Какая идея сближала Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы?», помещая его на доску. Разделение на группы (жеребьевка) |
Раздать листы самооценивания (Основа для составления листа самооценивания взята с ресурса https://infourok.ru/masterklass-po-teme-sistema-samokontrolya-i-samoocenki-na-urokah-matematiki-1954737.html) Карточки
https://imektep.kz/kz/batirlar-zhiry На доске слайд с портретами Жангир хана и Махамбета Утемисова (http://old.e-history.kz/ru/publications/view/1009
https://turkology.tk/library/278 (слова Махамбета)
|
Середина урока |
(Г) Группы получают задание №1 (графический органайзер), у каждой группы задание отличается. После получения задания все группы получают электронный ресурс для ознакомления с материалом темы на сайте itest.kz, и краткий видеоматериал на сайте youtube.com. Ф.О.: оценивание учителем (устная обратная связь). Самооценивание Физ. разминка. Учитель просит рассчитаться по порядковым номерам в каждой группе. Каждый третий из групп выходит на середину класса, проводят разминку. (Г) Задание №2 (Найди ошибку): Внимательно изучите представленный материал. Найдите ошибки и исправьте их. Букеевская орда располагалась на юге Казахстана, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. В годы восстания правителем Букеевского ханства являлся Жангир. В своей деятельности он был полностью независим от царской администрации. Восстание в Букеевской орде длилось 7 лет и его можно разделить на 4 больших этапа. Основной движущей силой восстания являлись рабочие нефтяных промыслов и почтово-телеграфных служащих. Руководили восстанием Исатай Тайманов и Махамбет Нурпеисов. Главной причиной восстания стали реформы 1822 года в Среднем жузе. Поводом к началу восстания послужило назначение в 1833 г. Карауыл-кожи правителем казахских родов, кочевавших в районе Аральского моря. Восстание усилило поддержку ханского двора со стороны обычного населения. Повстанцы были хорошо организованы, однако плохое вооружение привело к тому, что в 1837 году восстание потерпело поражение. Ф.О.: взаимооценивание групп с устной обратной связью. После проведения взаимооценивания для улучшения психологической атмосферы проводится еще один прием формативного оценивания – «Аплодисменты». (И) Задание №3 (ПиР): проанализировав причины поражения, предложить шаги, которые могли бы привести к большим успехам в достижении целей восставших. ФО: оценивание учителем (письменная обратная связь). Самооценивание |
Распечатанные задания. Текстовая Информация для выполнения задания: https://itest.kz/ru/ent/368/487 Видеоматериал для выполнения задания: https://www.youtube.com/watch?v=9H61JcSC4qo
Распечатанные задания для групп.
Распечатанные задания для каждого ученика. |
Конец урока |
Закрепление.
|
Тест находится по адресу (после конспекта): https://itest.kz/ru/ent/368/487 Заранее подготовленные учителем карточки с домашним заданием. Атрибут приема |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В процессе проведения урока прослеживаются следующие виды дифференциации: |
В течение всего урока применяются приемы формативного оценивания: - на этапе проверки домашнего задания производится письменное взаимооценивание с соседом по парте; - задание №1 оценивается учителем. Учитель производит устную обратную связь, отмечая достижения учащихся и определяя моменты в которых ученикам следовало бы проявить более высокий уровень усердия; - по итогам выполнения второго задания, происходит взаимооценивание групп через устную обратную связь. Каждая группа в процессе оценивания показывает количество обнаруженных ошибок, а также указывает на пропущенные ошибки (если таковые имеются); - реализуется прием ф.о. «аплодисменты», который мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность, в чем и раскрывается принцип «оценивание для обучения»; - письменная обратная связь учителя реализуется по результатам выполнения задания №3 (задание для некоторых); - письменная обратная связь групп реализуется на этапе «конец урока» по итогам выполнения задания на закрепление «письмо в конверте»; - самооценивание. Реализуется на протяжении всего урока. В начале урока каждому ученику предоставляется лист самооценивания, в котором он (ученик) в процессе деятельности на уроке производит записи и оставляет пометки, касающиеся уровня его вовлеченности в процесс и качества активной деятельности на уроке. |
В начале урока и, примерно на 25-27 минуте урока проводится психологический настрой. Целью первого является настрой учащихся на урок, второго – мотивация на дальнейшую деятельность. В середине урока с целью снятия физического и эмоционального напряжения, учащимися проводится физ. разминка. На протяжении урока происходит смена форм и видов деятельности, что вкупе с активными методами обучения дают положительный здоровьесберегающий эффект. |