Чокан Валиханов – великий просветитель
Цель урока |
формирование умений и навыков системного подхода, обучение приемам системного мышления, способам и методам структурирования изучаемого материала. |
Обучающая |
овладение основными методами структурирования. Изучение жизни и деятельности выдающего ученого, определение его места в истории. |
Развивающая |
развитие аналитических способностей работы с информационными технологиями, умений работать с картой, рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события. Развитие навыков учебного сотрудничества. |
Воспитательная |
способствует выработке научного мировоззрения, нравственному воспитанию |
Технологии |
элементы технологий системного подхода, формирования системно-творческого мышления учащихся. |
Методы |
1. Обучения. /диалогово-рассуждающий / 2.Преподавания. /объяснительно- стимулирующий/ 3. Учения. /частично-поисковый, практический/ |
Тип урока |
комбинированный |
Оборудование |
политическая карта Республики Казахстан, ACTIVBOARD, проектор, флипчарт, электронный носитель для общеобразовательных школ, раздаточный материал с трехуровневыми заданиями, ресурсы https://bilimland.kz/ и www.iTest.kz (Глава VI. Казахская культура во ІІ половине ХІХ в. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов) |
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Ресурсы |
1. Мотивационно- организационный Психологический 2 минут |
Вступительное слово. Погружение в тему, через разбор эпиграфа. Определение цели урока. |
Флипчарт1.
Флипчарт 2 |
2. Этап актуализации опыта и обобщения знаний 2 минут Задачи: - обеспечить мотивацию учения; - включение учащихся в деятельность по определению целей - актуализировать опорные знания и способы деятельности |
Фронтальный опрос “Угадай, о ком говорю”. 1.“Второй учитель мира” (Аль-Фараби) 2. Они заложили фундамент Казахского ханства (Джанибек и Керей) 3. При нем численность казахов достигла 1 млн человек. (Касым-хан). 4. Более 10 лет Казахский народ под его руководством вел национально -освободительную борьбу с царскими колонизаторами (Кенесары Касымов). |
Диалоговое общение
Учащиеся предлагают ответ на заданный вопрос
|
3. Этап проверки домашнего задания: 6 минут Задачи: -установление правильности и осознанности |
- Какое место в истории занимает Ы. Алтынсарин? - труды Ы. Алтынсарина -Какие пословице о знаниях вы знаете? |
Работа по карте (электронное задание №2)
|
4. Этап - подготовки к активной учебно-познавательной деятельности 5 минут Задачи: -подготовить учащихся к деятельности; -активизация познавательных мотивов пред стоящей деятельности -обеспечить систематичность и преемственность знаний. |
-Ребята, наверно вы заметили, что я начала урок с опроса о исторических личностях. Как вы думаете почему? -Кого можно назвать соратником Ы. Алтынсарина? Ч. Валиханов. (Видео о Чокане Валиханове) Перед тем как приступить к изучению новой темы, проведем небольшую валеопаузу |
Работа на доске. Какой вопрос вы ему задали бы? (электронное задание №6) На основе ответов определяют новую тему Запись темы в тетрадях. Таблицы. Ознакомление с параграфом . |
5. Этап усвоения и применения новых знаний посредством системного анализа 10минут Задачи: -развитие умений работать с текстом учебника, -структурировать изучаемый материал - анализировать полученные данные. |
Организация деятельности учащихся для получения данных, их обработке и применению знаний при объяснении. Постановка проблемы урока -Какие вопросы мы с вами будем анализировать - Ребята определите влияющие факторы, используя наглядный материал (таблица Плотникова) и текст учебника определите влияющие факторы. Для дальнейшего заполнения СЛС мы используем трехуровневые задания и ресурсы www.iTest.kz (Глава VI. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов). |
Определяют вопросы системного анализа. Флипчарт 3 - Заполнение СЛС: Анализ Влияющие факторыОсновное содержание Проблемы Новые слова Исследование Итог Флипчарт 4, 5. Флипчарт 6. |
6. Этап проверки полученных знаний 10 минут Задачи: -установить осознанность полученных знаний |
Пресс-конференция 1 ряд – представители СМИ 2 ряд - ученые, родственники, молодое поколение Казахстана 3 - ряд эксперты, которые подведут итог. |
Флипчарт 7
Работа пресс-конференции |
7.Этап закрепления, применения знаний 5 минут Задачи: –установить правильность выполнения заданий |
Закрепление на основе электронного тестирования 5 вопросов (www.iTest.kz) Учитель подводит итоги, выставляет оценки.
|
Решение тестов в течении 5 мин. - анализируют и делают вывод |
8.Этап оценивания, д/з 5 минут Задачи: – подведения итогов |
Оценки (на основе устного опроса, карточки, тестирование).
|
Флипчарт 8 Д/З: пар.45. новые слова, исследование |
Трехуровневые задания по заполнению СЛС
1 уровень
а) Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель. К какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению?
1 балла
2 уровень
а) Выпишите основные этапы жизни Ч. Валиханова 2 балла
3 уровень
б) С какими проблемами сталкивался Ч. Валиханов в ходе своей деятельности. Какие вопросы его
интересовали?
2 балла
О Чокане Валиханове
Степной аристократ на русской службе,
Потомок ханов, офицер, торе.
Учёный, с Достоевским в дружбе,
Не в фаворе у Николая при дворе.
Разведчик смелый и отважный,
Проник в таинственный Кашгар.
Исследователь на знанья жадный
Науке преподнёс открытий дар!
Казахский просветитель, патриот.
Народа друг, а баев неприятель.
Преодолел Судьбы водоворот,
По жизни был романтик и мечтатель.
Владимир Ташпеков
Системный анализ: 1.Детские годы Ш. Уалиханова. 2. Учеба в Сибирском кадетском корпусе. 3. Наука и русская интеллигенция. Ученные востоковеды и русские писатели. 4. Научные исследования и открытия Ш. Уалиханова. 5. Последние годы жизни 6. Научное наследие казахского ученного. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Настоящее имя Мухаммед-Канапия. Родился в крепости Кушмурун, детство прошло в ауле Сырымбет. В аульной школе овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. |
Проблемы: 1.Первый ученый и просветитель, первый революционный мыслитель, художник. |
Новые слова: «О состоянии Алтышара».-анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана. Казах- вольный, свободолюбивый народ (гипотеза Ш. Валиханова) |
||
Влияющие факторы: 1. Родословная династии Чингиз-хана. |
||
Итог: Высокую оценку в научном мире получил труд «О состоянии Алтышара». Работы: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», киргизкий эпос «Манас», «Аблай», «Казахская родослов ная», «О мусульманстве в Степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов» и др. Научное наследие послужило основой для глубокого изучения истории, этнографии казахского народа. Своим творчеством Ш. Уалиханов внес огромным вклад в исследо вание жизни целого ряда народов Централь ной Азии, заслужив мировое признание. Вследствие социально- экономической отсталости Казахстана Шокан Влиханов не мог полностью принять программу русских революционеров-демократов и подняться до признания идей крестьянской революции. |