Чокан Валиханов – великий просветитель

Аяпбергенова Гаухар
г. Астана, ШГ №2 им. Г.Каирбекова
4897
История Казахстана
Тема:
Чокан Валиханов – великий просветитель

 

Цель урока

формирование умений и навыков системного подхода, обучение  приемам системного мышления, способам и методам  структурирования изучаемого материала.

Обучающая

овладение основными методами структурирования. Изучение жизни и деятельности выдающего ученого, определение его места в истории.

Развивающая

развитие аналитических способностей работы с информационными технологиями, умений работать с картой, рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события. Развитие навыков учебного сотрудничества.

Воспитательная

способствует выработке научного мировоззрения, нравственному воспитанию

Технологии

элементы технологий системного подхода, формирования системно-творческого мышления учащихся.

Методы

1. Обучения. /диалогово-рассуждающий /

2.Преподавания. /объяснительно- стимулирующий/

3. Учения. /частично-поисковый, практический/

Тип урока

комбинированный

Оборудование

политическая карта Республики Казахстан, ACTIVBOARD, проектор, флипчарт, электронный носитель для общеобразовательных школ, раздаточный материал с трехуровневыми заданиями, ресурсы
BilimlandiTest
https://bilimland.kz/ и www.iTest.kz
(Глава VI. Казахская культура во ІІ половине ХІХ в.  Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов)
 

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание

Ресурсы

1. Мотивационно- организационный

Психологический 2 минут

Вступительное слово.

Погружение в тему, через разбор эпиграфа. Определение цели урока.

Флипчарт1.

 

Флипчарт 2

2. Этап актуализации опыта и обобщения знаний  2 минут

Задачи:

- обеспечить мотивацию учения;

- включение учащихся в  деятельность по определению целей

- актуализировать  опорные знания и способы деятельности

 Фронтальный опрос

“Угадай, о ком говорю”.

1.“Второй учитель мира”  (Аль-Фараби) 

2. Они заложили фундамент Казахского ханства (Джанибек и Керей)

3. При нем численность казахов достигла 1 млн человек. (Касым-хан).

4. Более 10 лет Казахский народ под его руководством вел национально -освободительную борьбу с царскими колонизаторами 

(Кенесары Касымов).

Диалоговое общение

 

Учащиеся предлагают ответ на заданный вопрос

 

 

 

 

3. Этап проверки домашнего задания: 6 минут

Задачи:

-установление правильности  и осознанности

- Какое место в истории занимает

Ы. Алтынсарин?

- труды 

Ы. Алтынсарина

-Какие пословице о знаниях вы знаете?

Работа по карте (электронное  задание №2)

 

4. Этап - подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

5 минут

Задачи:

 -подготовить учащихся к деятельности;

-активизация познавательных мотивов пред стоящей деятельности 

-обеспечить систематичность и преемственность  знаний.

-Ребята, наверно вы заметили, что я начала урок с опроса о исторических личностях. Как вы думаете почему?

-Кого можно назвать соратником Ы. Алтынсарина?

Ч. Валиханов.

(Видео о Чокане Валиханове)

Перед тем как приступить к изучению новой темы, проведем небольшую валеопаузу

Работа на доске.

Какой вопрос вы ему задали бы? (электронное задание №6)

На основе ответов определяют новую тему

Запись темы в тетрадях. Таблицы.

Ознакомление с параграфом .

5. Этап усвоения и применения новых знаний посредством системного анализа 10минут

Задачи:

-развитие умений работать с текстом учебника,

-структурировать изучаемый материал

- анализировать полученные данные.

Организация деятельности учащихся для получения данных, их обработке и применению знаний при объяснении.

Постановка проблемы урока

-Какие вопросы мы с вами будем анализировать

- Ребята определите влияющие факторы, используя наглядный материал (таблица Плотникова) и текст учебника

определите влияющие факторы.

Для дальнейшего заполнения СЛС мы используем трехуровневые задания и ресурсы www.iTest.kz (Глава VI. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов).

Определяют вопросы системного анализа. Флипчарт 3

- Заполнение  СЛС: Анализ

Влияющие факторы
Основное содержание
Проблемы
Новые слова
Исследование
Итог

Флипчарт 4,  5.

Флипчарт 6.

6. Этап проверки полученных знаний 10 минут

 Задачи:

-установить осознанность полученных знаний

Пресс-конференция

1 ряд – представители СМИ

2 ряд - ученые, родственники, молодое поколение Казахстана

3 - ряд эксперты, которые подведут итог.

Флипчарт 7

 

Работа пресс-конференции

7.Этап закрепления, применения знаний 5 минут

Задачи:

–установить  правильность выполнения заданий

Закрепление на основе  электронного тестирования

5 вопросов (www.iTest.kz)

Учитель подводит итоги, выставляет оценки.

 

Решение тестов в течении 5 мин.

- анализируют и делают вывод

8.Этап оценивания, д/з

5 минут

Задачи:

– подведения итогов

Оценки (на основе устного опроса, карточки, тестирование).

 

Флипчарт 8

Д/З: пар.45. новые слова, исследование

 

Трехуровневые задания по заполнению СЛС

1 уровень
а) Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель. К какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению?
 1 балла

2 уровень
а) Выпишите основные этапы жизни Ч. Валиханова 2 балла

3 уровень
б)  С какими проблемами сталкивался Ч. Валиханов в ходе своей деятельности. Какие вопросы его
интересовали?
2 балла

О Чокане Валиханове

Степной аристократ на русской службе,
 Потомок ханов, офицер, торе.
 Учёный, с Достоевским в дружбе,
 Не в фаворе у Николая при дворе.
 
 Разведчик смелый и отважный,
 Проник в таинственный Кашгар.
 Исследователь на знанья жадный
 Науке преподнёс открытий дар!
 
 Казахский просветитель, патриот.
 Народа друг, а баев неприятель.
 Преодолел Судьбы водоворот,
 По жизни был романтик и мечтатель.
 

Владимир Ташпеков

Чокан Валиханов – великий просветитель - 1
Чокан Валиханов – великий просветитель - 2
Чокан Валиханов – великий просветитель - 3
Чокан Валиханов – великий просветитель - 4

 

 

Системный анализ:

1.Детские годы Ш. Уалиханова.

2. Учеба в Сибирском кадетском корпусе.

3. Наука и русская интеллигенция. Ученные востоковеды и русские писатели.

4. Научные исследования и открытия Ш. Уалиханова.

5. Последние годы жизни

6. Научное наследие казахского ученного.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Настоящее имя Мухаммед-Канапия. Родился в крепости Кушмурун, детство прошло в ауле Сырымбет. В аульной школе овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков.
1853 учеба в Сибирском кадетском корпусе, получил офицерское звание корнета. Образованность и эрудицию  отметили ссыльные поэты,  друг Шокана Г. Н. Потанин.
1855 г. участвует в поездке генерала Г. Х. Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью.
1856 г. участвует в Иссыккульской экспедиции,. Знакомится с П.П. Семеновым-Тянь-Шанским.
1857 г. Был избран членом Русского географического общества.
1858-1859 гг. –знаменитая поездка в Кашгар.
1859-1861 гг.- пребывание в Петербурге, находится в тесной связи с В.В. Григорьевым, В. П. Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым и др. Одним из близких друзей Шокана был выдающийся писатель Достоевский .
Весна 1861-тяжело заболел, вернулся на родину, включился в подготовку судебной системы казахов.
В 1864 г. участвовал в военной экспедиции генерала М. Г. Черняева в Аулие-Атинскую крепость, в вследствие стал противником позиции генерала, видя несправедливость в действиях Черняева.
1865 г. последний труд Шокана Валиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, публикуется в газете «Русский инвалид».
1865 г. в апреле Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы в Алматинской области.

Проблемы:

1.Первый ученый и просветитель, первый революционный мыслитель, художник.
2.Просвещение народа.
3.Исследование истории и культуры народ.
4. Улучшение торговых связей с соседями.
5. Самодержавно- крепостнический строй.
6. Интересы народа, переход к оседлости, земледелию- путь дальнейшего прогресса.
7. Дружба между казахским и русским народом через путь Знаний.
8. Религия.

Новые слова:
 «О состоянии Алтышара».-анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана.
Казах- вольный, свободолюбивый народ (гипотеза Ш. Валиханова)

Влияющие факторы:

1. Родословная династии Чингиз-хана.
2.Семья, воспитание бабушки Айганым, природа Сырымбета.
3. .Любознательность ума., личное мужество.
4. Общение с политическими ссыльными и с представителями русской интеллигенции.
5. Произведения великих русских писателей- Пушкина, Лермонтова, Гоголя, идеи Белинского и Герцена.
6.Жизнь в Петербурге 1859-1861.
7. Подъем казахской культуры и русской демократической культуры и их взаимодействие.

Итог: Высокую оценку в научном мире получил труд «О состоянии Алтышара». Работы: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», киргизкий эпос «Манас», «Аблай», «Казахская родослов ная», «О мусульманстве в Степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов» и др. Научное наследие послужило основой для глубокого изучения истории, этнографии казахского народа. Своим творчеством Ш. Уалиханов внес огромным вклад в исследо вание жизни целого ряда народов Централь ной Азии, заслужив мировое признание. Вследствие социально- экономической отсталости Казахстана Шокан Влиханов не мог  полностью принять программу русских революционеров-демократов и подняться до признания идей крестьянской революции.

 

Сообщить об ошибке