Архитектура и скульптура, города тюрков в период раннего Cредневековья в VI-IX веках

Изатова Алмагуль Есенгельдиновна
г. Астана, СШ № 43
7239
История Казахстана
Тема:
Архитектура и скульптура, города тюрков в период раннего Cредневековья в VI-IX веках

 

Цели урока:

сформировать представление о развитии архитектуры и скульптуры, городах тюркских племен на территории Казахстана в период раннего средневековья.

Обучающие:

сформировать представление об архитектуре и скульптуре как о неотъемлемых  элементах культурного наследия тюрков.

Дать определение таким понятиям, как «Архитектура», «Скульптура», «Шанырак», «Кереге», « Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал», «Менгиры».

Развивающие:

выявить причинно-следственные связи  между кочевым и оседлым видами хозяйства и особенностями строительного искусства, скульптуры. Отражение в скульптуре тюрков традиций захоронений сакских племен. Привить учащимся навыки самостоятельной и  совместной работы в группе.

Воспитательные:

эстетическое воспитание учащихся, расширение  кругозора знаний учащихся, продолжить развитие познавательного  интереса, творческих способностей учащихся.

Технологии:

-интерактивные технологии,

-здоровьесберегающие,

 -поэтапное формирование умственных действий,

-технология развивающего обучения,

-система преподавания истории как предмета , формирующего личность.

- технология работы в малых группах.

-технология сотрудничества.

Методы:

репродуктивный, сравнительный анализ, интерактивные методы, поисковые, исследование, дифференцированный подход в обучении, межпредметная интеграция с географией, всемирной историей, словесный, диалог.

Тип урока:

урок изучения новой темы.

 

 

политическая карта Республики Казахстан, ACTIVBOARD, проектор, флипчарт, электронный носитель для общеобразовательных школ, раздаточный материал с трехуровневыми заданиями, ресурсы (ЦОР)

Bilimland iTest https://bilimland.kz/  и  www.iTest.kz  (Достижения казахского народа)

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание

Ресурсы

1. Мотивационно- организационный

Психологический 2 минут

Вступительное слово.

Погружение в тему, через разбор эпиграфа. Определение цели урока.

Флипчарт1.

 

 

2. Этап актуализации опыта и обобщения знаний  2 минут

Задачи:

- обеспечить мотивацию учения;

- включение учащихся в  деятельность по определению целей

- актуализировать  опорные знания и способы деятельности

 1. Понятие об архитектуре, скульптуре.

Архитектура ( лат. язык architectura, греч. язык  architectonike)- строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить, художественный характер постройки.

Скульптура ( лат. язык sculptura  )- один из видов пространственных искусств, ваяние, создающий объемные изображения из глины, воска, высеченных из камня, вырезанных из дерева, а также совокупность таких изображений.

Запись понятий в рабочую тетрадь.

 

3.Работа по карте- 3 минуты - демонстрация учителем на карте средневековых городов, существовавших в VI- IX вв. (слайды). Рассказ учителя сопровождается  коллективным заполнением схемы учащимися.

 

Результаты работы: города тюрков как центры торговли и ремесла, выполняли административную, торгово-экономическую, культурную функцию и, в основном, располагались на трассах Великого Шелкового пути:

- на реках Южного Казахстана - Сырдарья, Шу  и Талас,

-в Жетысу (Семиречье). Города на территории получили развитие благодаря расположению на трассах Шелкового пути. В XIII веке города пришли в упадок из- за  нашествия Шынгысхана.

Диалоговое общение

 

Учащиеся предлагают ответ на заданный вопрос

 

 

ЦОР

 

 

 

3. Этап - подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

5 минут

Задачи:

 -подготовить учащихся к деятельности;

-активизация познавательных мотивов пред стоящей деятельности 

-обеспечить систематичность и преемственность  знаний.

Первичное закрепление.

Размышление работа в парах- 2 минуты

 -почему дома средневековых горожан были, в основном, белого цвета?

-почему заборы- дувалы  домов должны были  быть высокими?

-почему монгольские войска Чингисхана 5 месяцев не могли взять город Отрар (Фараб), а Каирхану- правителю Отрара удавалось  1 месяц укрываться в цитадели?

-почему оконные проемы вырезались не в боковой стене, а на потолке?

-какие функции выполняли бани - хаммамы?

 

 

4. Этап усвоения и применения новых знаний посредством системного анализа 10минут

Задачи:

-развитие умений работать с текстом учебника,

-структурировать изучаемый материал

- анализировать полученные данные.

Закрепление нового материала: 10 минут.

 рефлексия знаний учащихся -задания выполняются одновременно на ноутбуках.

 

Определяют вопросы системного анализа. Флипчарт 3

- Заполнение  СЛС: Анализ

Влияющие факторы

Основное содержание

Проблемы

Новые слова

Исследование

Итог

Флипчарт 4,  5.

Флипчарт 6.

 

5. Этап проверки полученных знаний 10 минут

 Задачи:

-установить осознанность полученных знаний

 Первичное закрепление.

Размышление -2 минуты

  -Почему на территории тюркских каганатов, исповедующих тенгрианство, возводились буддийские храмы, христианские храмы, мусульманские мечети?

  -Почему религиозные сооружения тюркского периода был увенчаны голубыми куполами?

  -Почему с середины X века у тюркских домов крыши плоской формы?

  -В современном религиозном зодчестве прослеживается традиция поклонения Тенгри. Догадайтесь, о чем идет речь?

  - С какой целью возводились сардобы над колодцами?

Флипчарт 7

 

 

6.Этап закрепления, применения знаний 5 минут

Задачи:

–установить  правильность выполнения заданий

Закрепление на основе  электронного тестирования

5 вопросов (www.iTest.kz)

Учитель подводит итоги, выставляет оценки.

iTest

Решение тестов в течении 5 мин.

- анализируют и делают вывод

7.Этап оценивания, д/з

5 минут

Задачи:

– подведения итогов

Оценки (на основе устного опроса, карточки, тестирование).

 

Флипчарт 8

Д/З: пар.45. глоссарий

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке