Андроновская культура
Цель: |
Изучить новые понятия: андроновская культура, эпоха бронзы, пастушеское скотоводство. |
Задачи: |
- познакомимся с андроновской культурой; - закрепим навык использовать исторический текст как источник информации; - получим опыт систематизации. |
Результат обучения: |
- Все учащиеся смогут: объяснить, что такое эпоха бронзы, как ее плавили, андроновцы жили в эпоху бронзы. - Большинство учащихся смогут: объяснить, какие изменения произошли в обществе в эпоху бронзы, работать в группах. - Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно выделить признаки кочевого скотоводства. |
Тип урока: |
Комбинированный, с использованием методики критического мышления. |
Методы: |
Словесные: диалоговое обучение (парная работа, групповая), таксономия Блума, соствление и защита кластера. Наглядные: демонстрация образцов руд, кластер. Практические: работа с текстом, иллюстрациями, частично–поисковый. |
Оборудование: |
Изображения курганов, керамики, жилища андроновцев; опорные карточки, тексты с описанием курганов, интерактивная доска, доступ к образовательному ресурсу iTest.kz. |
Оценивание: |
Наблюдение учителя. |
Ход урока
Модули программы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
Вызов |
Толстый вопрос. Сегодня мы узнаем о жителях древнего Казахстана, об андроновцах. Давайте подумаем о том, зачем нам это нужно сегодня, ведь андроновцы уже давно не живут? |
Отвечают на вопрос |
|||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний |
Знакомство с условиями работы на уроке
Решение тестов |
Группы геологов, географов, археологов, этнографов, экономистов, антропологов. |
|||||||||||||||||||||||||||
Осмысление новых знаний |
Организация практической работы |
Проводят исследование. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Географы: Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от Урала на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге. Андроновская культура – общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XXII – IX веках до н. э. (4200 – 2900 лет назад) Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. https://www.itest.kz/ru/lekciya_ehpokha_bronzy_i_ee_osobennosti_ru |
Андроновская культура Ю. Сибирь Урал Казахстан Ср.Азия с. Андроново г. Ачинск |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Антропологи: Известный антрополог М. Герасимов по найденному в Алексеевском могильнике в Кустанайской области черепу женщины периоду андроновской культуры сделал реконструкцию. Лицо женщины европеоида, нос с горбинкой, грубого вида. Андроновцы были светловолосые, светлокожие, среднего роста. Скулы широкие, глаза круглые. Вот что пишет о внешнем виде андроновцев академик В. Алексеев: «По физическому типу были европеоиды. Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида». |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Археологи: Самыми частыми археологическими находками как в поселениях, так и в могилах являются посуда, бронзовые и золотые украшения, которые наиболее ярко характеризуют андроновскую культуру. Около жилищ найдены кости коров, лошадей, коз, овец. На местах стоянок обнаружены наскальные рисунки. Захоронения представлены двух типов: Сожжение и погребение в согнутом виде Найдены каменные зернотерки, мотыги, медные и бронзовые серпы |
Бронзовые украшения – металлургия Кости животных – скотоводство Изображение солнца – язычники Захоронения – 1) поза эмбриона 2) сожжение – культ солнца Зернотерки – земледелие |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Геологи: Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Медь в основном добывали в районе Жезказгана. Руду добывали простым «кайлованием», когда добывали руду из рыхлых пород, и работали каменными отбойниками и молотками. Пробиваясь к рудоносным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы, на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. После чего руду размельчали каменными топорами и затем уже плавили в специальной печи. |
Бронза = медь + олово Кайлование Метод огневой проходки |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Полукруглое жилище андроновцев, землянка Курган андроновцев Жилище поздней бронзы Курган поздней бронзы Керамика поздней бронзы Глиняная посуда Бегазы-Дандыбаевской культуры отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались различными орнаментами. Часто встречаются игольчатый и волнистый узоры |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Экономисты: Сделать вывод об экономике андроновцев из находок: 1.Внутри землянки устанавливался очаг. В земле рыли яму, где хранили…. 2.Конская упряжь --- 3.Бронзовые серпы --- 4.Посуда с остатками пригоревшей каши ---- 5.Зернотерки ------ 6.Сосуды с дырками ----- 7.Глиняная посуда ----- 8.Кости коров, овец, лошадей, коз ---- 9.Конская упряжь ---- |
хранение продуктов --- постоянные жилища скотоводство земледелие, металлургия земледелие
земледелие молочная еда керамика скотоводство пастушеское
скотоводство кочевое |
|||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала |
6. Слушание и оценивание |
6. Защита кластера спикером от группы, решение тестов https://www.itest.kz/ru/exam_test?test_id=173847686 |
|||||||||||||||||||||||||||
Обобщение и контроль усвоения. |
Таксономия Блума (приложение 1) |
Участвуют в игре. |
|||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. |
- Рефлексия Спасибо всем за участие в уроке. У нас остался последний этап этого урока – поделитесь своими впечатлениями, для этого необходимо приклеить 1 яблочко от группы на дерево. |
Ученики рисуют, пишут, сдают работы учителю |
Приложение 1.
Таксономия Блума
Знание
- Где было найдено первое андроновское поселение?
- Когда было найдено первое андроновское поселение?
- Бронза – это
- Чему поклонялись андроновцы?
- Что считается прототипом казахской юрты?
- Эпоха поздней бронзы - это
Понимание
- Какую территорию занимала андроновская культура?
- При каких географических условиях андроновцы ставили свои поселения?
- К какой эпохе относится андроновская культура?
- Какие находки археологов доказывают, что андроновцы занимались земледелием?
- Какие находки археологов доказывают, что андроновцы занимались скотоводством?
- Какие археологические находки подтверждают, что у андроновцев был культ огня?
Применение
- Как андроновцы хоронили умерших?
- Как андроновцы сохраняли продукты?
- Как доказывается оседлый образ жизни андроновцев?
- Как выглядели андроновцы?
- Как андроновцы украшали посуду?
- Как андроновцы получали руду из твердых пород?
Анализ
- почему жилище андроновцев считают прообразом юрты?
- почему андроновцы селились на берегах рек?
- почему андроновскую культуру выделяют в отдельную археологическую культуру?
- почему андроновскую культуру еще называют ямной?
- почему андроновцы изображали животных?
- Почему в андроновских поселениях могли не заниматься ни земледелием, ни скотоводством?
Синтез
- сравни курганы андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур
- сравни исследования М. Грязнова и А. Маргулана
- сравни керамику андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур
- сравни жилище андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур
- сравни 2 способа захоронения у андроновцев
- сравни кайлование и метод «огневой проходки»
Оценка
- дай оценку факту находок посуды с остатками пригоревшей каши
- дай оценку факту находок следов сожженной пшеницы
- дай оценку факту находок сосудов с дырочками
- дай оценку факту находок костей верблюдов в западном и центральном Казахстане
- дай оценку факту, если андроновцы выращивали коров, то это доказательство оседлого скотоводства
- зачем изучать народ, которого нет уже 4000 лет?