Ветвление. Операторы условного перехода
Цель урока: |
Вести понятие условного оператора на языке программирования Паскаль, обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов с ветвлениями и их программирования. Развитие алгоритмического мышления, точности мышления, логического ума, внимательности. Воспитание культуры умственного труда, самостоятельности, целеустремленности, взаимопомощи. |
Задачи урока: |
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
|
Требования к знаниям и умениям: |
|
Тип урока: |
Комбинированный. |
Технология: |
Формирование коммуникативной компетенции. |
Методы: |
|
Оборудование: |
Флипчарт по теме (приложение 1), компьютеры, ресурс www.bilimland.kz, технологическая карта ученика (приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), локальная сеть NetOp. |
Ход урока
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее – улыбнитесь всем! Если нет – посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок! Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого математика Чарльза Беббиджа: «Я услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял». Я представила вам таблицу. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически (страница флипчарта 1).
2. Объявление целей урока. |
||||||
II. Актуализация знаний учащихся |
Но прежде чем приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке. 1.Задача (страница флипчарта 2). По двум катетам найти гипотенузу прямоугольного треугольника.
Как найти гипотенузу, если катеты известны? (по теореме Пифагора (a2+b2=c)). На доске один ученик составляет программу (на доске заранее записано служебные слова). Program TR; Program TR; Var Var a,b,c:integer; Begin Begin writeln writeln (‘Ведите две велечины='); readln readln (a,b); c:=sqr(a)+ sqr(b); writeln writeln (c); End. End.
https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/7-klass/lesson/operatory-vvoda-vyvoda-i-prisvaivaniya тест Учитель проводит контроль знаний с помощью теста в течение 5 минут. Дети на местах работают с ресурсом bilimland.kz. |
||||||
III. Изучение нового материала |
Помните, как в старой доброй сказке витязь стоял перед вещим камнем и читал надпись не нем: «Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя и коня потеряешь»? Чего ждал он, о чем размышлял? Естественно, о проблеме выбора, ведь у него стояла не легкая задача – в любом случае витязь что-то терял. Благо, что нам нечего терять, но выбирать придется. Работа с ресурсом: https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/operatory-programmirovaniya-razvetvlyayushix-algoritmov (объяснение нового материала). Итак, давайте закрепим, разветвляющие алгоритмы бывают двух типов: (страница флипчарта 4). В словесном описании разветвляющегося алгоритма используются слова: «IF», «THEN», «ELSE».
Полная форма: «если выполняется условие, то…, иначе…». Действия предусмотрены и при выполнении условия, и при его невыполнении (страница флипчарта 5). 1 .................. 2 3 if<условие>then<оператор1> 4 else<оператор2>; 5 6 .................. Неполная форма: «если выполняется условие, то…». Действия предусмотрены только при выполнении условия. При невыполнении условия. 1 ..................
2 3 if<условие>then<оператор1>; 4 5 6 .................. Оператор case предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений. Синтаксис: case <селектор> of метка_1: оператор_1; метка_2: оператор_2; метка_3: оператор_3; … else оператор_n; end; …
Пример 2. (страница флипчарта 6).
Проснувшись утром, школьник почувствовал недомогание. Находившийся рядом родитель тут же составил для него следующий алгоритм: Измерить температуру. Если температура выше 37С, то: вызвать врача; пойти в школу. Эта конструкция работает по такому принципу: сначала проверяется условие (после if); если оно истинно, то выполняется Перепишите этот небольшой код в среду PascalABC.Net и запустите (кнопка F9 на клавиатуре). Посмотрите, как работает программа. Здесь идет проверка температуры t тела – если она больше 37.3 (условие В этой задаче, правда, мы не учли температуру тела, которая ниже 36°С. Поэтому перепишем предыдущую программу немного по-другому (страница флипчарта 7): Здесь надо сделать некоторые пояснения с помощью сложного условия OR (ИЛИ). Сначала мы проверяем отрицательную температуру тела(t>=37,3) or (t<=35): если это действительно так, то выполняется оператор вывода
Результат выполнения с использованием оператора выбора case (страница флипчарта 8): 3. Выполнение практической работы. Ребята, рассаживаемся за свои рабочие места. Проходим по ссылке и выполняем упражнения 1, 2, 3. С вомощью них вы можете самостоятельно проверить себя и закрепить пройденный материал. Ну и, конечно же, оценить свои знания, посмотреть, на сколько вы усвоили новую тему. |
||||||
IV. Домашнее задание (страница флипчарта 9) |
Пример: Составить программу, спрашивающую у ученика его отметку по информатике и реагирующую на нее подходящим текстом. Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких вариантов в зависимости от отметки. |
||||||
V. Итог урока. (страница флипчарта 10) |
На этом урок заканчивается. Наша цель достигнута. Мы повторили прошлый материал, познакомились алгоритмом ветвления, успешно применили знания на практике. |
||||||
VI. Рефлексия. (страница флипчарта 11) |
– Что вам сегодня понравилось на уроке? – Что показалось вам трудным? |
||||||
VII. Оценивание |
Ребята, сегодня вы работали самостоятельно, выполняя упражнения с помощью ресурса bilimland.kz, каждый складывает свои три оценки, которые он получил и выводит среднюю оценку. |