Информация вокруг нас
Цели обучения: |
5.2.1.1 перечислять и представлять информацию в разных формах. |
Цели урока: |
|
Критерии оценивания: |
Учащиеся могут сопоставлять пример информации и представление информации в компьютере. |
Языковые цели: |
Учащиеся могут приводить примеры информации, представленной в различных формах. Предметная лексика и терминология: - Ақпарат – информация – information; - информация, форма представления информации, текст, число, звук, графика. Серия полезных фраз для диалога/письма Информация – это … По способу представления информация бывает … К информации, представленной в звуковой форме, относятся… К информации, представленной в графической форме, относятся… |
Привитие ценностей: |
развивать толерантность, самостоятельность, ответственность за результаты своей работы через групповую форму работы, индивидуальную при выполнении самостоятельной работы. |
Межпредметные связи: |
Математика, искусство, литература. |
Предварительные знания: |
Учащиеся имеют представление о понятии «информация» из жизни на интуитивном уровне. |
Учебные ресурсы: |
|
Ход урока
Этапы деятельности |
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вызов
5 мин
Осмысление 2 мин
|
3. Выход на тему |
Приветствие, проверка присутствующих. Деление на группы. Учащихся делим на 4 группы. Выбирают карточки по цветам и садятся в группы по номеру карточки. 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа Проверка домашнего задания. Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?
Выход на тему. (ребус) Слайд 1 . видео с сайта: https://bilimland.kz/ru/#lesson=11914- видео коллекция (уч-ся сами называют тему урока, цель урока) Спросите учащихся, как они понимают слово «информация». Попросите привести примеры. В качестве обобщенного вывода сформулируйте определение данного понятия. «В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина: информация – это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования». Просим учеников записать определение в тетрадь. (Слайд 2,3) Основополагающий вопрос: Как мы узнаем окружающий мир? Проблемный вопрос: Зачем человеку общение? Вопросы по теме: Что такое общение? Какие виды общений использует человек? Цель: Выяснить, зачем человеку общение. Как человек общается. Гипотеза: Общаясь, человек получает информацию. (Слайд 4-6) Учащиеся сами формируют тему урока, цель урока, определения. Запишите в тетрадь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 мин
10 мин |
4. Изучение нового материала |
Просмотр видеоматериала «Виды информации» видео с сайта: https://bilimland.kz/ru/#lesson=16723 Приложение 1. Вопрос: Какие органы чувств или каналы получения информации человека участвуют в обмене информацией? Учащиеся перечисляют органы чувств. Попросите учащихся проанализировать, как связаны изображения на картинках и органы чувств. (К) Рассмотрите восприятие информации с помощью органов чувств. Обсудить с учащимися, какую информацию можно получить с помощью того или иного органа чувств. (Г, П) Предложить учащимся привести примеры (работа с учебником, Информатика 5 кл. общеобразоват. Шк./ С.Т. Мухаметжанова, А.С. Тен. – Алматы: Атамұра, 2017.- страница 31-39). Приложение 1.1
С помощью ушей мы получаем звуковую информацию – слышим. Все что мы видим глазами – зрительная информация. Зрение и слух взаимно дополняют друг друга и используются для приема информации. Тактильная информация… Обонятельная информация… Вкусовая информация…
Какие виды информации можно представить в компьютере? Компьютер и другая техника работают с текстовой, числовой, звуковой, графической, и видеоинформацией.
- число; - текст; - графика; - звук; - видео. 3) Перечислите основные виды информационных процессов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Групповая работа |
В группах по 3 человека предложите учащимся распределить информацию на группы по формам представления и обосновать свое решение. Попросите дать название полученным группам. Приложение 2 1 группа (Работа в группах, заполнения постера) Задания Уровень – Знание и понимание
Для каждого вида информации существует свой канал. Как, используя органы чувств, можно получить информацию, и какую? Проведи наблюдение (эксперимент) и заполни предложенную таблицу. С помощью какого органа чувств человек получает наибольшее количество информации? Обоснуй свои ответы.
Уровень – Анализ
Уровень – Синтез 3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте: - На что летит пчела? 2 группа Задания Уровень – Знание и понимание
Что должно быть написано в пустых клетках?
Уровень – Анализ
Уровень – Синтез 3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте: - Какую информацию получает пчела? 3 группа Задания Уровень – Знание и понимание
Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.
Соедините линиями
Уровень – Анализ
Уровень – Синтез 3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте: - Что соответственно передает цветок? Выступление групп. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 Обобщение |
6. Практическая работа.
Физ. мин. |
(И) Упражнения №1, №2, №3. Тест. (Соблюдение правил ТБ) https://bilimland.kz/ru/#lesson=16723 Упражнения для профилактики зрительного переутомления Комплекс упражнений гимнастики для глаз
(И) ФО (Приложение 3) ФО Тема «Информация вокруг нас». Цель обучения 5.2.1.1 Перечислять и представлять информацию в разных формах
Критерий оценивания: Обучающийся • Определяет разные формы представления информации Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание Задания
Дескриптор Обучающийся - записывает формы представления информации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 мин |
7. Подведение итогов. |
Учащиеся, приводят примеры пословиц и поговорок на каз.яз, анг. яз., рус. яз, касательно темы урока. Возвращаемся к цели обучения. Приложение 4. Лист самоконтроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
8. Домашнее задание. |
Учебник, с. 31-39, читать, с. 36 («Уровень-Знание и понимание» №8,10), с 36 ( «Уровень - Применение», №1) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 2 мин |
9.Рефлексия: учащиеся выбирают, на какой ступени находятся. |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Использование трехъязычия, таксономия Блума, групповые задания, индивидуальные задания. Учащиеся сами формируют тему урока, цель урока, определения. В данном уроке для развития одаренности учащихся применяется работа с видеоинформацией (например, развитие не только визуальной памяти, но и аудиальной). Ученик должен услышать ответ и записать его (видеоресурс Bilimland) Дифференцированные задания практического характера (создание таблицы расходов) также позволят более сильным ученикам применить больше функций, так как их на это направляют задания, которые постепенно усложняются. Работа в парах для оказания помощи при выполнении практической части и взаимооценивания.
|
Оценивание практически реализуется на каждом этапе урока. На данном уроке реализуется взаимооценивание (парная работа) по просмотру видеоресурса, затем оценивание прочитанного (ресурс Bilimland) через выполнение теста из этого ресурса. Формативное оценивание, тестирование через использование ресурса https://bilimland.kz/ |
Проведение физкультминутки. Соблюдение правил техники безопасности. |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/учебные цели реалистичными? - Чему ученики научились сегодня?
Какая была атмосфера урока?
Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?
Уложился ли я в график? Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?
|
|
Рефлексия урока в 5 классе показала, что 8 ученика выбрали ступень «умею», 3 ученика ступень «понимаю», 2 – знаю. Ученики сделали правильные выводы из урока. Урок достиг цели, через использование эффективных форм деятельности, ресурсов https://bilimland.kz/ , работу в группе, отбор содержания, задания по таксономии Блума (синтез, анализ, знания, понимание, применение). |
|
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Работа с видеоресурсом, (И) Упражнения №1, №2, №3. Тест. 2: Парная работа при взаимооценивании бланков
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: проработать вопросы. 2: -
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? 5 «В» Класс отличается активностью и скоростью мышления.
|
Приложение 1.
Изучение нового материала.
Вопрос: Какие органы чувств или каналы получения информации человека участвуют в обмене информации? Учащиеся перечисляют органы чувств.
Попросите учащихся проанализировать, как связаны изображения на картинках и органы чувств.
(К) Рассмотрите восприятие информации с помощью органов чувств.
Обсудить с учащимися, какую информацию можно получить с помощью того или иного органа чувств.
(Г, П) Предложить учащимся привести примеры (работа с учебником, Информатика 5 кл. общеобразоват. Шк./ С.Т. Мухаметжанова, А.С. Тен. – Алматы: Атамұра, 2017.- страница 31-39)
- по способу восприятия информации:
С помощью ушей мы получаем звуковую информацию – слышим. Все что мы видим глазами – зрительная информация. Зрение и слух взаимно дополняют друг друга и используются для приема информации.
Тактильная информация…
Обонятельная информация…
Вкусовая информация…
Какие виды информации можно представить в компьютере?
Компьютер и другая техника работают с текстовой, числовой, звуковой, графической, и видеоинформацией.
- по способу представления информации:
- число;
- текст;
- графика;
- звук;
- видео.
3) Перечислите основные виды информационных процессов.
- Где можно хранить информацию?
- Как передают информацию?
- Как обрабатывают информацию?
Вопрос: Какие органы чувств или каналы получения информации человека участвуют в обмене информации? Учащиеся перечисляют органы чувств.
Попросите учащихся проанализировать, как связаны изображения на картинках и органы чувств.
(К) Рассмотрите восприятие информации с помощью органов чувств.
Обсудить с учащимися, какую информацию можно получить с помощью того или иного органа чувств.
(Г, П) Предложить учащимся привести примеры (работа с учебником, Информатика 5 кл. общеобразоват. Шк./ С. Т.Мухаметжанова, А. С. Тен. – Алматы: Атамұра, 2017.- страница 31-39)
- по способу восприятия информации:
С помощью ушей мы получаем звуковую информацию – слышим. Все что мы видим глаза – зрительная информация. Зрение и слух взаимно дополняют друг друга и используются для приема информации.
Тактильная информация…
Обонятельная информация…
Вкусовая информация…
Какие виды информации можно представить в компьютере?
Компьютер и другая техника работают с текстовой, числовой, звуковой, графической, и видеоинформацией.
- по способу представления информации:
- число;
- текст;
- графика;
- звук;
- видео.
3) Перечислите основные виды информационных процессов.
- Где можно хранить информацию?
- Как передают информацию?
- Как обрабатывают информацию?
Приложение 1.1
Вопрос: Какие органы чувств или каналы получения информации человека участвуют в обмене информацией? Учащиеся перечисляют органы чувств.
Попросите учащихся проанализировать, как связаны изображения на картинках и органы чувств.
(К) Рассмотрите восприятие информации с помощью органов чувств.
Обсудить с учащимися, какую информацию можно получить с помощью того или иного органа чувств.
(Г, П) Предложить учащимся привести примеры (работа с учебником, Информатика 5 кл. общеобразоват. Шк./ С Т. Мухаметжанова, А.С. Тен. – Алматы: Атамұра, 2017.- страница 31-39)
- по способу восприятия информации:
С помощью ушей мы получаем звуковую информацию – слышим. Все что мы видим глазами – зрительная информация. Зрение и слух взаимно дополняют друг друга и используются для приема информации.
Тактильная информация…
Обонятельная информация…
Вкусовая информация…
Какие виды информации можно представить в компьютере?
Компьютер и другая техника работают с текстовой, числовой, звуковой, графической, и видеоинформацией.
- по способу представления информации:
- число;
- текст;
- графика;
- звук;
- видео.
3) Перечислите основные виды информационных процессов.
- Где можно хранить информацию?
- Как передают информацию?
- Как обрабатывают информацию?
Приложение 2
1 группа (Работа в группах, заполнения постера)
Задания
Уровень – Знание и понимание
- С помощью каких органов чувств человек получает информацию?
Для каждого вида информации существует свой канал. Как, используя органы чувств, можно получить информацию, и какую? Проведи наблюдение (эксперимент) и заполни предложенную таблицу. С помощью какого органа чувств человек получает наибольшее количество информации? Обоснуйте свои ответы.
Предмет |
Свойство |
Канал (орган) |
Цветок |
|
Обоняние (нос) |
Шарф |
Теплый |
|
|
Горький |
Вкус (язык) |
|
|
Осязание (…) |
|
Красный |
|
Колокол |
Звон |
|
|
|
Зрительный (…) |
|
|
Слух (…) |
Уровень – Анализ
- Очень часто в жизни нам приходится находить (угадывать, вычислять) правило, по которому происходит обработка информации. Попробуйте в следующих примерах правила обработки информации.
Уровень – Синтез
3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте:
- На что летит пчела?
2 группа
Задания
Уровень – Знание и понимание
- Какие виды информации можно представить в компьютере?
Что должно быть написано в пустых клетках?
Уровень – Анализ
- Очень часто в жизни нам приходится находить (угадывать, вычислять) правило, по которому происходит обработка информации. Попробуйте в следующих примерах правила обработки информации.
Уровень – Синтез
3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте:
- Какую информацию получает пчела?
3 группа
Задания
Уровень – Знание и понимание
- Перечислите основные виды информационных процессов.
Среди предложенного ряда слов найдите лишнее.
Ответ объясните.
- Синее, яркое, сладкое, далекое
- Громкий, тихий, горячий, звонкий
- Кислый, вкусный, горький, ароматный
Соедините линиями
Опера |
|
Графическая информация |
СМС-сообщение |
Видеоинформация |
|
Мультфильм |
Звуковая информация |
|
Картина |
Числовая информация |
|
Решение задачи по математике |
Текстовая информация |
Уровень – Анализ
- Очень часто в жизни нам приходится находить (угадывать, вычислять) правило, по которому происходит обработка информации. Попробуйте в следующих примерах правила обработки информации.
Уровень – Синтез
3. Проведите исследование. Посмотрите на рисунок и ответьте:
- Что соответственно передает цветок?
Приложение 3
Ф. И. _____________________________________ класс__________________
ФО Тема «Информация вокруг нас».
Цель обучения5.2.1.1 Перечислять и представлять информацию в
разных формах
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет разные формы представления информации
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Задания
- Укажите вид информации для каждого изображения.
Дескриптор Обучающийся
- записывает формы представления информации.
Приложение 4
Лист самоконтроля
Ф. И._________________________________ Класс_________________
№ |
Критерии оценивания |
Получилось |
? (есть вопросы) |
Не получилось |
1 |
Проверка домашнего задания.
|
|
|
|
2 |
Индивидуальная работа (работа с учебником) |
|
|
|
3 |
Работа в группе. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке |
Почти Без меня все сделали Без меня работа не получилась |
||
4 |
(И) Упражнения №1, №2, №3. Тест. (Соблюдение правил ТБ) https://bilimland.kz/ru/#lesson=16723 |
|
|
|
5 |
Формативное оценивание.
|
|
|
|
6 |
Достиг цели обучения. 5.2.1.1 перечислять и представлять информацию в разных формах
|
|
|
|