Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население
Цель: |
формирование представлений у учащихся о Западном Казахстане, особенностях ЭГП, природных условий, ресурсов и населении. |
Задачи:
|
1. Сформировать представления об особенностях географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики страны. 2. Развивать навыки научно-исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения знаний, навыков работы в группе, развивать критическое мышление, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и делать выводы. 3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и стремление к преодолению психологического барьера, а также способствовать формированию патриотического воспитания учащихся. |
Тип урока: |
изучение нового материала. |
Метод: |
проектно-исследовательский, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. |
Форма организации обучения: |
индивидуализировано-групповая. |
Педагогическая технология: |
технология критического мышления, проблемного обучения, технология применения технологических карт, ИКТ |
Ресурсы: |
образовательные ресурсы сайта «Bilimland.kz», учебник, атласы, контурные карты, интерактивная доска, карточки-задания, технологические карты. |
Этап |
ЗУН |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Орг. этап |
|
По каким признакам можно определить, что человек находиться в хорошем настроении? (Шутит, улыбается)
|
Учащиеся готовятся к уроку |
|||||||||||||||
Проверка домашнего задания |
Знания
|
Стадия вызова. 1 слайд Задание № 1 Рисунок «Единство»
Учитель: - Что изображено под рисунками № 1 и № 2? (Рисунок 1 –Мозайка, рисунок 2 - карта экономических районов Казахстана) - Подумайте и ответьте на вопрос что общего между ними и 1? - Какую роль здесь показывают цвета? - Что такое экономический район? Экономический район — это территориально связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями. Задания № 2 Концептуальная таблица Провести краткий сравнительный анализ между Центральным и Восточным экономическими районами Казахстана по определенным линиям сравнения. Расставить номера представленных предложений согласно линиям сравнения и экономическим районам.
Вспомогательные предложения:
Цель: организация групп на совместную деятельность через повторение пройденного материала, умение быстро концентрироваться, обоснованно отвечать, уметь классифицировать, вдумчиво отвечать.
Взаимопроверка. Выставление оценки в оценочный лист |
Задание 1. Определяют значение смысла рисунка на слайде.
Работают с таблицей в технологических картах.
Ребята проводят проверку и выставляют оценки в оценочный лист |
|||||||||||||||
Изучение нового материала |
Понимание |
Просмотр видеофрагмента «Западный Казахстан» ресурс «Bilimland.kz»
Задание № 3 Вопрос: Предлагаю вашему вниманию небольшой видеофильм, ваша задача внимательно посмотреть и послушать, после чего я задам вам несколько вопросов Вопросы: - О какой области шла речь? - Какие ПОКАЗАТЕЛИ обеспечивают развитие экономики данного региона? - выход в Каспийское море; - наличие запасов нефти и газа - притяжение инвестиций - Мангыстауская область относится к какому экономическому району? Западный экономический район Цель: выявление умения выделять главное |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||
|
|
Выход на тему урока. Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население. Сегодня мы с вами изучаем первые 3 блока: ЭГП, природные условия, ресурсы и население. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ВАША ЦЕЛЬ НА СЕГОДНЯ? Цель: Изучить особенности ЭГП Западного Казахстана, природные условия и природные ресурсы, населения, а также особенности их влияния на экономическую жизнь района. Проблемный вопрос «Почему Западный Казахстан считают международной ареной экономики страны?» |
Работают в технологических картах Ребята отвечают |
|||||||||||||||
|
Синтез |
Я вас просила подумать, кого вы можете выбрать спикером вашей группы. Я прошу спикеров групп подойти ко мне. Класс делится на группы по цвету (методом жеребьевки) 1 группа – «Роль ЭГП Западного Казахстана в экономике страны» Зеленый 2 группа - «Природные условия Западного Казахстана» синий 3 группа – «Природные ресурсы района» красный 4 группа – « Население Западного Казахстана» желтый
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА Дорогие участники групп прошу вас всех сесть поудобнее, так как мы сейчас переходим к основному этапу урока Проверьте пожалуйста материалы на ваших партах. - Технологические карты - Задания по группам - Дополнительный материал («Bilimland.kz») - Материал базовой информации, то, что конкретно должно прозвучать в вашей работе - листы оценивания групп Каждая группа выбирает оценщика, который будет выставлять оценки в оценочный лист, но сама оценка выставляется только ГРУППОЙ. Задание № 1 Изучить материал в учебнике, дополнительную литературу, статистические данные. Выделить самое главное согласно индивидуальным заданиям и базовой информации. Задание № 2 Прием «Мини-проект» Задание: на основе изучения, анализа различной информации (учебник, дополнительная информация, Интернет) создать мини-проект по определенной теме, учитывая строго все этапы исследовательской работы. Создание постера по теме урока, в котором отразить ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗУ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ГЛОССАРИЙ, ВЫВОД. Защита осуществляется 2-3 участниками групп. Цель: Выявление способности синтезировать, предлагать креативные способы решения, умение обосновывать свой ответ, выделять проблему, делать выводы, умение каждого предлагать информацию. |
Работа в группах. Изучение материала
Группы изучают материалы
Работа в группе по созданию проекта
Цель: развитие мыслительных операций через работу в группе |
|||||||||||||||
|
|
Предлагает защитить проекты Во время защиты на слайде показаны критерии оценивания защиты групп - лаконичность - научность - качество выполнения постера - доступность - формулировка вывода Цель: умение обоснованно отвечать, предлагать свой путь решения, свои идеи. При защите одной из групп другие группы внимательно слушают их, и в течение их ответа ваша задача составить по 1 вопросу. Вид вопроса у каждой группы разный. Внимательно ознакомьтесь с вашим видом вопроса. |
Спикеры защищают проект
|
|||||||||||||||
|
Применение |
Подумай Вам предстоит за короткий срок открыть энергоемкое производство, но в интересуемом регионе существует острый дефицит электроэнергии. Однако ваш проект может позволить крупные инвестиции в развитие производственной инфраструктуры, в том числе и в энергетику. Какой вид электростанции вы выберите для строительства при условии наличия в данном месте достаточных запасов каменного угля, гидроэнергоресурсов и недалекое прохождение газопровода: 1) ГЭС; 2) АЭС; 3) ТЭС; 4) солнечную. Цель: Через диалог способствовать развитию мыслительных процессов, выявлять творческий мыслительный потенциал учащихся. |
Ответы учащихся
|
|||||||||||||||
|
Я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент на тему «Что же такое нефть?» Задание Составить 2 вопроса (1 «тонкого» характера, 1 – «толстого» |
Учащиеся составляют вопросы |
||||||||||||||||
Закрепление |
Рефлексия |
Возврат к проблемному вопросу «Почему Западный Казахстан считают международной ареной экономики страны?» Тест (подготовка к ВОУД), выборка тестовых вопросов из iTest |
Ребята предлагают свои ответы Ребята работают в парах |
|||||||||||||||
|
|
5 – 4 – 3 – |
Само, в заимооценивание . Анализ наблюдателей |
|||||||||||||||
|
|
Я узнал Я научился Я понял, что могу…. Итог урока. Итоги листа самооценивания. |
Выставляют оценки в дневник
|