Мировой океан. Воды суши
Цель |
организовать деятельность обучающихся по получению новых знаний о природе Мирового океана на основе анализа физических карт и текста учебника. |
Предметно - дидактическая |
формирование у учащихся представления о Мировом океане. |
Деятельностная |
создание условий для формирования у учащихся способности к открытию. |
Тип урока По ведущей дидактической цели По способу организации деятельности |
УСОИМ индивидуально-групповой; коллективный |
Методы |
- словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с карточками, схемами); - практические (составление описание океана, работа по карте, поиск информации); - дедуктивные (анализ, применение знаний). |
Цели |
сформировать у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта |
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные |
Метапредметные |
Обучающиеся смогут: - сформулировать определения понятиям: море, залив, пролив, Мировой океан, течения. - смогут показывать на карте океаны, моря, заливы, проливы; - показывать на карте составные части Мирового океана. |
Познавательные: - смогут находить в учебнике достоверную информацию, - смогут делать выводы, определять существенные признаки понятий; смогут строить логически обоснованные рассуждения; Регулятивные: - определять цель, проблему в учебной деятельности; Коммуникативные: - Излагать свое мнение. |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Мировой океан, море, залив, пролив, течение. |
Ход урока
№ этапа |
Этап урока Задачи этапа |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
|
учителя |
учащихся |
|||||
1 |
Организационный момент. Создать благоприятный психологический настрой на работу.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
|
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. . У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По мере выполнения каждого задания, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с заданием без затруднений, "±" - справился с заданием, но возникали сложности, "-" - не справился с заданием. |
Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку Включаются в деловой ритм урока.
|
2 мин
|
|
2 |
Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний и способов действий.
|
Коммуникативные: Участие в совместной деятельности |
Заполните пропуски в предложенном тексте. Водная оболочка нашей планеты называется ………… Большая часть воды сосредоточена в ………… Отдельные части водной оболочки земли связаны между собой процессом……….
|
Учащиеся записывают слова в тетради. Взаимопроверка выполненного задания. |
|
|
3 |
Мотивационно – ориентировочный этап. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Постановка учебной задачи.
|
Личностные: мотивация учения. Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
|
Мотивирует обучающихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока. Предлагает учащимся отгадать загадку и сформулировать тему и цели урока. Он могучий и огромный, Много в нем морей глубоких. Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей Это не воды стакан, А огромный ……. Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов? О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием « Мировой океан?»? Попробуйте сформулировать определение понятия « Мировой океан?»
|
Отгадывают загадку и формулируют тему и цели урока.
Высказывают свои определения понятия.
|
Презентация Слайд 1 |
2 мин |
4. |
Опрос домашнего задания
Совместная учебная деятельность.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Предметные: Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Познавательные: - уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать их, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение географического понятия «мировой океан». Мировой океан – …(планеты, нашей, большой, водоем, самый, это). Площадь Мирового океана равна 361 млн.кв. км. Суша делит мировой океан на океаны. Что бы вы хотели узнать о Мировом океане? Самостоятельная работа в группах. Используя карту полушарий, карту океанов, текст учебника стр.100, дополнительные тексты, составьте описание одного из океанов по плану. План: Карточка №1,2,3 Отчет о выполненной работе. Подведем итоги. 1.Назовите океаны в порядке убывания их площадей. 2.Назовите океаны в порядке возрастания их глубины.
Работа на контурной карте . Задание: Обозначьте границы Океанов на контурной карте. Выскажите свое предположение, какие еще части можно выделить в Мировом океане? Попробуйте сформулировать определение «море» как части Мирового океана. Лингвистический конструктор. Море -….(океана, отделенная, отличающаяся, это, от него, полуостровами, островами, части, океана, от, остальной, воды, свойствами).
Работа по физической карте мира. С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь: - Море к юго-востоку от Австралии. - Самое северное море Тихого океана. - Море, названное в честь братьев-мореплавателей. - Море, у которого нет берегов. - Это самое большое по площади и самое глубокое море в мире. Оно расположено в Тихом океане.
Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию Залив – это …..(в, пространство, глубоко, часть, вдающаяся, водного, сушу). Задание. Найдем на карте заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский. Он ведет из моря в море,
Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию пролив Пролив – это ….( пространство, достаточно, узкое, ограниченное, двух, сушей, сторон, с, водное).
- Самый широкий (950 км) и глубокий (5249м) пролив на Земле пролив Дрейка. Пролив назван в честь английского мореплавателя пирата Френсиса Дрейка, который прошел этим проливом в 1578 году. - Самый узкий – Гибралтарский- 14 км самое узкое место. По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Это самый длинный пролив в мире. Находится в Индийском океане. Его длина 1760 км. Располагается он между островом Мадагаскар и Африкой. Викторина. 1.Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку. 2. Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой. 3.Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля. 4.Назовите географические объекты, изображенные на фрагментах карт. Подведем итог. Назовите части Мирового океана. Приведите примеры.
В романе Ж. Верна « Дети капитана Гранта» потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем бросили бутылку в Тихом океане, а выловили – в Атлантическом. Задание. Выскажите предположение, как это могло произойти. Сформируйте определение понятия «течения». Это интересно. Течение Гольфстрим. Свое название оно получило по ошибке, и означает «река из залива». Его ширина 75 км, скорость 300 км/час. По своему строению оно напоминает систему отдельных потоков, струй и завихрений. От его капризов зависит жизнь целого Европейского континента.
Работа по рис.54 учебник стр.99. «Схема морских течений» Задание. Разделите течения Мирового океана на две группы. Какой признак вы положите в основу деления? |
Формулируют определение понятия.
Составляют определение из предложенных слов.
Под руководством учителя делятся на три группы, выбирают лидера в группе, выполняют задания. По окончании работы лидер представляет отчет. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы).
Работу каждой оценивают учащиеся других групп совместно с учителем.
Самостоятельно выполняют работу на контурной карте.
Высказывают свое мнение.
Отгадывают загадку.
Учащиеся высказываю свои определения
Используя все предложенные слова и словосочетания, составляют определение понятие понятия «море». Работа по физической карте.
Работают по карте.
Отгадывают загадку.
Составляют определение из предложенных слов.
Определяют на карте заливы.
Отгадывают загадку.
Составляют определение из предложенных слов.
Работа по карте. Показывают проливы на карте.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, Выполняют задание
Выполняют задание.
Рассуждают, высказывают свое мнение. Работа по карте.
Формулируют определение понятия «течения»
Работа по учебнику стр.99.
Учащиеся выполняют задание. |
https://twig-bilim.kz/film/quarrying-impacts-6905/
Презентация Слайд 3
Презентация Слайд -4,5,6,7,8.
Презентация Слайд -9 Слайд - 10
https://bilimland.kz/kk/courses/education-movies/uchebnye-filmy
Презентация Слайд 11
Слайд 12
Слайд №13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд №16
Слайд № 17
Слайд №18
Слайд № 19 |
30 мин |
5
6 |
Итог урока
Рефлексия. |
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Участие в подведении итогов урока; Самооценка.
|
Организует закрепление материала и рефлексию. Задание. Выполнение двухвариантного теста. Выбери верное утверждение: Отметьте «да» или «нет». 1.Самый большой по площади океан – это Тихий. 2.Северный Ледовитый океан самый холодный. 3. Бразильское течение является холодным. 4.Атлантический океан является самым глубоким океаном. 5.Пролив Дрейка является самым широким на Земле проливом. 6.В Тихом океане расположено Аравийское море. Задание. «Немая карта». Используя, карту назовите географические объекты. Проверка выполненного задания. Подведение итогов. Какую задачу мы ставили на уроке? Удалось решить нам поставленную задачу? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать? Какие впечатления об уроке остались у вас? Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. |
Индивидуальная работа.
Анализируют фрагменты карт, формулируют ответ на вопрос.
Работа в паре - взаимопроверка.
Анализируют свою деятельность на уроке, оценка собственной деятельности; Учащиеся сдают карточки самооценивания. Участие в подведении итогов урока; Самооценка.
|
Слайд № 20
Слайд № 21 |
4 мин |
7 |
Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию. |
|
Дает комментарий к домашнему заданию Дом. Задание: 1.Параграф 19, выучить определения. 2.Проложите по контурной карте полушарий маршрут кругосветного путешествия так, чтобы он проходил через все океаны. Подпишите моря, заливы, проливы, через которые проложен ваш маршрут. 3.Составить в тетради географический диктант 5 предложений. ( на знание номенклатуры). |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Записывают задание в дневники.
|
Слайд № 22 |
2 мин |
Карточка самооценивания. Ф.И._____________________________
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Заполните пропуски в предложенном тексте.
|
|
2 |
Описание океана по плану |
|
3 4 |
Викторина. Тест |
|