Закон радиоактивного распада
Цель: | А Знать: - сходства и отличия между распадом и делением атомных ядер; - определение радиоактивного распада; - понятие периода полураспада; - закон радиоактивного распада. В Уметь: - используя закон радиоактивного распада, находить число нераспавшихся ядер. С - аргументировать статистический характер радиоактивного распада. |
Ход урока
Этапы урока |
Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы | Оценивание | Используемые модули |
---|---|---|---|---|---|---|
Мотивационный | 10 мин. | 1. Организационный момент. 2. Прием «6 W» (Приложение 1). «W» — это первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д. Используя инструмент Волшебные чернила учитель открывает фрагмент спрятанной картинки и задает наводящий вопрос, например, 1) «Что изображено на фото» 2) «Что наблюдают люди» 3) «Укажите причину произошедшего» и т.д. Учитель, задав 6 вопросов, добивается того, что учащиеся выходят сами делают выводы, выходят на тему урока (продукты распада взрыва-закон радиоактивного распада). Цель - выход на тему. 3. Прием «Перепутанные логические цепочки». Приложение 2). Цель - вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся. Предлагает обменяться результатами работы между группами, проверить и оценить работу по ключу. 4. Приём «Верные и неверные утверждения» (Приложение 3). Просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Предлагает вернуться к данным утверждениям оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию после знакомства с основной информацией. Цель - мотивация для дальнейшей работы. |
1. Приветствие учителя. 2. Строят предположения, отвечают на вопросы. 3. В ходе обсуждения в парах восстанавливают цепочки. Проверяют задания, оценивают правильность по ключу. 4. Фиксируют ответы в тетрадях. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения). |
Интерактивная доска Карточки с заданиями. |
Оценка по ключу. | КМ ИКТ НП ЛиУ ОдО ВО |
Операционный этап | 20 мин. | 1. Раздает карточки с описанием работы, поясняет цель эксперимента. (Приложение 4). Цель – связать практические знания с теорией, привить навыки исследовательской деятельности. 2. Работа с ресурсом «Закон радиоактивного распада» https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/kvantovaya-fizika/fizika-atomnogo-yadra/lesson/zakon-radioaktivnogo-raspada. Цель – закрепление экспериментальных выводов, систематизация материала, более глубокое осмысление темы. |
1. Выдвигают гипотезу, заполняют таблицу, проводят эксперимент, строят график, сравнивают с данными учебника. Результаты экспериментов обсуждаются всеми учащимися и заносятся в тетрадь в виде графика. 2. Знакомятся с новыми понятиями, величинами, записывают их в тетрадь. Выполняют задания ресурса. |
Ноутбуки, ИД, монеты, карточки с описанием работы, учебник лист ватмана. Ресурс https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/kvantovaya-fizika/fizika-atomnogo-yadra/lesson/zakon-radioaktivnogo-raspada |
Формативное оценивание учителя, взаимоценивание, оценивание итога урока на сайте https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/kvantovaya-fizika/fizika-atomnogo-yadra/lesson/zakon-radioaktivnogo-raspada. | НП КМ ИКТ ТиО ОдО ЛиУ |
Рефлексивный этап | 15 минут | 1. Предлагает вернуться к заданию «Верно-неверно» и пересмотреть свои результаты в соответствии с изученным на уроке материалом. Цель - вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения. (Приложение 5). 2. Кубик Блума. (Приложение 6). Цель - развитие навыков критического мышления, в активной и занимательной форме проверка знаний и умений учащихся. 3. Работа с ресурсом http://itest.kz/lekciya_alfa_raspad_beta_raspad_yadernye_reakczii_ru Цель – ознакомив с конспектом урока, добиться понимания того, как ядра атомов радиоактивных веществ в процессе радиоактивного распада самопроизвольно превращаются в ядра атомов других веществ. 4. Объясняет домашнее задание – пар. 8.5, стр. 300 – примеры решения задач, упр. 37 (1-4). Напишите эссе по теме «Значение радиоактивного распада». 5. Оценивание «Все в моих руках». (Приложение 7). Учитель предлагает обвести свою руку на листе бумаги. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Цель - признание учащимися влияния оценивания на мотивацию и самоуважение. |
1. Убеждаются в своей правоте или находят правильный ответ в процессе обсуждения. 2. Ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет номер типа вопроса, на который следует ответить. 3. Читают материал ресурса, дают ответы на вопросы. 4. Записывают задание в дневник. 5. Обводят руки, письменно выражают свое мнение. |
ИД Учебник Ноутбуки Листы самооценки. |
Оценивание аплодисментами, оценивание по ключу Самооценивание |
КМ ОдО |
Приложение 1.
Прием «Перепутанные логические цепочки». (Приложение 2)
1)
2)
3)
Приложение 3
Приложение 4.
1. Прочитайте условие эксперимента и заполните таблицу.
Эксперимент | Ваше предположение о том, что произойдет | Что наблюдали | Результаты обсуждения |
Поместить в коробку не менее 30 одинаковых монет. Встряхнуть их несколько раз и высыпьте на стол с некоторой высоты. Монеты, выпавшие тыльной стороной вверх (распавшиеся ядра) положите в сторону, а остальные (не распавшиеся) вновь встряхнуть и высыпать ядра на стол, выпавшие тыльной стороной убрать, а остальные подсчитать и снова повторить опыт 4 раза. |
2. По результатам опыта постройте таблицу
Номер выбрасывания | 1 | 2 | 3 | 4 |
Число монет, выпавших тыльной стороной (орлом) |
3. Постройте график зависимости числа монет N (числа нераспавшихся ядер) от номера Х выбрасывания.
4. Сравните полученный график с графиком радиоактивного распада на стр. 297. Рис. 8.12. Сделать вывод о характере и границах применимости закона радиоактивного распада.
«Все в твоих руках»
Обведите свою руку на листе бумаги. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно…
Указательный палец - мне было трудно…
Средний – для меня было недостаточно…
Безымянный палец – могу похвалить своих товарищей за…
Мизинец – для меня было открытием то, что…