Колебательное движение. Математический и пружинный маятник
Цель урока: |
- закрепить знания о характеристиках колебательного движения; - ввести понятия пружинный и математический маятник; - научиться использовать теоретические знания на практике. - формировать умения наблюдать и анализировать физические явления; - способствовать развитию умений вести диалог и работать самостоятельно, совершенствовать навыки решения задач; - воспитывать познавательный интерес к предмету, активной позиции на уроке, коммуникативных навыков. |
Критерии оценивания: |
Ученики знают понятия, характеризующие колебательное движение, формулы определения периода колебания математического и пружинного маятника. Умеют решать задачи на период колебаний математического и пружинного маятника. |
Воспитание ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: уважение; сотрудничество; открытость. |
Межпредметная связь: |
Математика. |
Предыдущие знания: |
Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. |
Ресурсы: |
Раздаточный материал, карточки с заданиями, модельный ответ, ноутбуки с выходом в интернет. Интернет ресурсы: Bilimland.kz : https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/kolebaniya/lesson/pruzhinnyi-i-matematicheskii-mayatniki «Пружинный и математический маятник»; itest.kz : https://itest.kz/ru/fizika-ru «Механическое колебания и волны» |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||
Начало урока |
Приветствие учащихся и контроль отсутствующих на уроке. «Мир, в котором мы живем, удивительно склонен к колебаниям». 1. «Шифровка» Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин. необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение. Как вы думаете, что объединяет все эти понятия? Колебательное движение. Скажите, эти понятия являются для вас новыми или вы с ними уже знакомы? А что мы знаем по данной теме? Значит, на сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с данными понятиями. Итак, сформулируйте тему урока: Колебательное движение. Математический и пружинный маятник. Исходя из темы нашего урока, какую цель мы перед собой будем ставить? Повторить теоритический материал по разделу колебательное движение. Научиться применять полученные знания на практике при решении задач. |
Карточка с буквами |
||||||||||||||||||||
Середина урока |
|
«Пружинный и математический маятник»
Карточки с задачами
Модельный ответ задач. |
||||||||||||||||||||
Конец урока |
Подведем итог нашей работы. Проверкой количеством решенных задач. Каждая задача соответствует 1 баллу. Количество набранных баллов это и есть ваша оценка. Итак, ребята, по какой теме мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили перед собой? Достигли ли мы этой цели? Рефлексия: Анкета.
|
Лист рефлексии на столах у каждого. |
||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=814150982.
|
«Механические колебания и волны» |
Приложение
Модельный ответ
Задача №1. Ответ
Задача №2. Ответ
Задача №3. Ответ
Рефлексия: Анкета.
На уроке я работал(а) |
активно/пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен(ьна)/недоволен(ьна) |
Урок для меня показался |
коротким/длинным |
За урок я |
устал(а)/не устал(а) |
Мое настроение |
не изменилось |
стало лучше/стало хуже |
|
Материал урока мне был |
понятен/не понятен |
полезен/бесполезен |
|
интересен/скучен |
|
Я ставлю себе отметку |
5/4/3/2 |
Домашнее задание:
- Шарик массой 1 кг совершает колебания в системе, показанной на рисунке. Жесткости пружин равны 100 Н/м и 150 Н/м. Если в положении равновесия пружины не деформированы, то чему равен период колебаний тела? Силами сопротивления пренебречь.
- Небольшое тело, закрепленное на пружине жесткостью 50 Н/м, совершает гармонические колебания. График зависимости координаты этого тела от времени изображен на рисунке. Определите массу тела.
- В целях определения жесткости резинного жгутика длиной 37 см на него подвешивают груз массой 100 г. Каковы жесткость жгутика и период колебаний, если он удлиняется до 90 см?