Электрическое поле
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 1) Понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность). 2) Знать и применять принцип суперпозиции. 3) Рассчитывать напряженность электрического поля между двумя параллельными пластинами, используя формулу E=U/d. 4) Знать и использовать формулу напряженности поля точечного заряда в вакууме E=Q/кr. 5) Уметь сравнивать характеристики гравитационного и электростатического поля. 6) Определять потенциал в точке электрического поля как работу по перемещению единичного положительного заряда из бесконечности в данную точку. |
---|---|
Цель урока | Закрепить ранее изученный материал и решить качественные задачи |
Критерии успеха | 1) Знает и понимает смысл терминов по электростатике; 2) Применяя правила сложения векторов, анализирует и показывает направление напряженности; 3) Объясняет опыты по электростатике; 4) Решает графические задачи и правильно делает математические вычисления. |
Языковые цели | Учащиеся могут: начертить (на доске) силовые линии для двух одноименных зарядов и для двух разноименных зарядов и обсудить свои чертежи с другими учащимися (навыки говорения и слушания). Предметная лексика и терминология: Суперпозиция, электрическое поле, равнодействующее поле, вектор, плотность силовых линий, силовая характеристика поля, напряженность, потенциал, работа электрического поля. Серия полезных фраз для диалога/письма: Поле сильнее, если... Поле слабее, если... Равнодействующее поле вычисляется… Принцип суперпозиции означает… Напряженность электрического поля означает… |
Межпредметные связи | Химия, математика |
Предварительные знания | 8 класс: заряд; кулон; закон Кулона; представление электрического поля в виде силовых линий. 9 класс: закон всемирного тяготения Ньютона; понятие напряженности гравитационного поля |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1урок
|
Организационный момент (обсуждение задач заданных на дом) Урок- конкурс «Лучший тандем» 1) (2 мин) Определение цели и задач урока (объяснить правила, все задания выполняются в парах, в конце урока по заработанным баллам определить «лучший тандем») Объявить учащимся, что на занятии слово «взаимодействие» - одно из ключевых. И для того, чтобы решить поставленные задачи, должны взаимно действовать. Вопрос для всех: Какие знаете виды взаимодействий? 2) №1 Гейм Игра разминка «Электрическое поле чудес» Проверка учащихся на понимание основных терминов раздела 10А- Электрическое поле каждая пара должна исследовать свое «поле», после дать полную характеристику и заполнить таблицу (Приложение 1) та пара которая заполнит таблицу верно- достигает ЦО: «понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность)» Свои ответы пара проверяет, сверяя с интерактивной доски, и оценивают себя, если: – «0» ошибок- 5 балла – «1» ошибка – 4балла – «2» ошибки - 3 балла – «3» или «4» ошибок -1 балл – «5» или более ошибок - 0 баллов №2 Гейм «Соображай и решай» Время: 5 мин+ 2мин на проверку Задание на взаимооценивание каждой паре предоставляется по жребию (вытягивают номера заданий из конверта) упражнения со страниц сайта bilimland.kz раздел «Электростатика» Учащиеся в паре достигают ЦО урока, если правильно выполняют задание. – Без ошибок на max - 5 баллов – С 1 ошибкой -4 балла – С 3 ошибками - 2 балла Упражнение 1 E1 является величиной напряженности электрического поля, создаваемого зарядом q в точке, расположенной на расстоянии r от этого заряда. E2 является напряженностью электрического поля, создаваемого зарядом 2q. Мы знаем, что отношение E2 и E1 равно 8. Учитывая картину, укажите точку, в которой напряженность электрического поля Е2 была измерена. Упражнение 2 Изучите, как форма линий электрического поля зависит от пространственного распределения зарядов, которое образует поле. Что такое направление вектора силы, с которой поле действует на заряд, помещенный в нем? Как ответ зависит от знака заряда? Упражнение 3 Определите какую работу необходимо совершить электрическому полю по перемещению заряда в 2 Кл из точки А в точку В Упражнение 4 Обратите внимание на систему зарядов, представленную в иллюстрациях а и b. Вычислите отношение расстояний r1 и r2 в обоих случаях. Заметьте изменение в иллюстрации b, когда система частично перемещается в среду с двойной диэлектрической проницаемостью. Упражнение 5 На диаграмме расположена система зарядов, укажите точку в которой потенциал поля системы зарядов должен быть равен 0. В какой из указанных точек потенциал наибольшей? Упражнение 6 Сила притяжения между Землей и Луной составляет около 2*1020Н. Укажите, на каком расстоянии между зарядами Q1 и Q2, кулоновская сила, действующая, между ними будет равна гравитационному притяжению FG. №3 Гейм «Хоккей на электрическом поле» Время: 5 мин+ 2 мин на проверку Задание на проверку знаний и пониманий ЦО : «Понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность) » Оценка: – 5 баллов- «1» ошибка 3 уровень – 4балла- «1» - ошибка, 2 уровень – 3 балла «0»- ошибок , 1 уровень – 2 балла «2»- ошибки , 3 уровень – 1 балл- «2»- ошибки,2 уровень №4 Гейм «ОРЕШЕК ЗНАНИЙ» Время: 10 минут на подготовку +15 мин на обсуждение и выставление оценок. Условие По жребию парам достаются задания (вытягивают из конверта карточки). Свои ответы пары предоставляют на альбомном листе в виде схем или рисунков, на листах не должен содержаться текст, свои ответы они должны изложить в трех предложениях с ключевыми словами урока. Пары оценивают друг друга. Ответы должны быть краткими и лаконичными (учащиеся находят видео-подсказки на свои вопросы со страницы сайта bilimland.kz и готовят ответы, также им разрешается использовать учебники) Лист оценивания (раздать каждой паре)
Задание 1 1.От листа полиэтиленовой пленки отрежьте две полоски шириной до 1 см. Положив их рядом на стол, несколько раз проведите по ним листом чистой сухой бумаги. 2. Возьмите в одну руку полоску, а в другую бумагу. Сблизьте их. Что произойдет? (Полоска из пленки начнет изгибаться в сторону бумаги, что говорит о том, что пленка и бумага наэлектризованы и имеют различные заряды). 3. Бумажный лист отложите в сторону и возьмите вторую полиэтиленовую полоску. Попробуйте сблизить их. (Полоски отталкиваются в противоположные стороны). Вывод сделайте сами. Задание 2 Объясни опыт Кулона Задание 3 Изобразите следующее: В однородном электрическом маленькая заряженная капля масла падает под действием силы тяжести. Приблизившись к отрицательно заряженной пластине, она постепенно останавливается и в какой-то момент зависает над пластиной. Каков знак заряда капли? Объясните явление. Нарисуйте силы, действующие на каплю масла. Задание 4 Объяснить отчего бывают грозы? Как защититься от молнии? Задание 5 Можно ли почувствовать электрическое поле? Рассмотрите, что же на самом деле воспринимают наши органы чувств? Задание 6 Объясните, как электрическое поле «борется» с пылью? |
Презентация
На каждую парту раздать по одному ноутбуку, подключенному к сети интернет
Лист А4 и раздаточные материалы
https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/ehlektrostatika
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2урок |
№5 Гейм «Нарисуй и реши!» (Задачи на принцип суперпозиции) Время :15 минут+ 5 минут на проверку Задания на выполнение ЦО: «Знать и применять принцип суперпозиции» Учащиеся вытягивают из конверта пронумерованные карточки (номер карточки- номер задачи). Учащиеся достигают ЦО если: 1) Применяя правила сложения векторов, анализирует - 4балла 2) Правильно показывает направление напряженности-3 балла 3) Правильно делает математические вычисления -3 балла №1 задача Одноименные отрицательные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b №2задача Одноименные положительные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b №3 задача Разноименные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b №4 задача Изобразить вектор напряженности двух одноименных, разноименных зарядов вдоль одной линии на одинаковом расстоянии друг от друга и определить напряженность в центре. №5 задача Изобразить вектор напряженности двух одноименных зарядов Вдоль одной линии на расстоянии r друг от друга и определить напряженность в точке А, если первый заряд находится на расстоянии d от этой точки. №6 задача Изобразить вектор напряженности двух разноименных зарядов Вдоль одной линии на расстоянии r друг от друга и определить напряженность в точке А, если положительный заряд находится на расстоянии d от этой точки. №6 Гейм «Статическое электричество» Объяснить видео демонстрацию
Время 5 минут Задание на критическое мышление учащихся, если они ответят правильно, то за этот гейм получают -5 баллов ИТОГ УРОКА 1) Комментировать работу каждой пары и каждого участника 2) Max балл- 40 баллов 3) «Лучший тандем» та пара, которая набрала 40-35 баллов 4) Объявление результатов, награждение 5) Д/работа |
Карточки с задачами (приложение 6) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все учащиеся будут: описывает действие электростатического поля, правильно рассуждают и делают выводы Некоторые учащиеся будут: анализируют, определяют действие электростатического поля на движение заряда; решают задачи повышенной сложности |
Самооценивание Взаимооценивание |
В процессе обсуждения задач учащимися демонстрируется креативный и критический подход. Индивидуальная работа учащихся формирует умения самооценивания своих знаний. |