Значение сна для организма человека
Учебные цели, достигаемые на этом уроке: |
7.1.7.8 - объяснить значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма; 7.1.7.9 - описать принципы сохранения хорошего психического здоровья. |
||||||||||||||||||
Цель урока: |
|
||||||||||||||||||
Критерии оценки: |
Обучающийся
|
||||||||||||||||||
Языковые цели: |
Нейрон, импульс, рефлекторное действие, произвольный ответ, психика, мозг, нервы, здоровье, гигиена, сон, память, стресс, диета, физическое, психическое здоровье. |
||||||||||||||||||
Привитие ценностей: |
Общенациональная идея «Мәңгілік ел» Формирование интереса детей к изучению науки в будущем и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентноспособного и здорового поколения. |
||||||||||||||||||
Межпредметная связь: |
Естествознание, самопознание, литература. |
||||||||||||||||||
Предшествующие знания: |
С 1 класса учащиеся уже поверхностно знают, что такое сон, составляют режим дня. |
||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||
Этапы урока |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||||||||||||||||
Начало урока |
I. Организационный момент Эмоциональный настрой. Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе. Сегодня мы с вами посетим город, а какой вы сейчас узнаете.
Вызов: Учитель читает стихотворение Здравствуй, Родина наша – дорогой Казахстан! Расцветай и красуйся, наш степной великан! Весь народ вдохновляя на большие дела, Пусть сияет под солнцем на весь мир Астана! (на доске появляется слайд город Астана)
Правильно, в Астану. Астана – столица Казахстана. Наверно каждый гражданин Казахстана мечтает в этом году посетить выставку «ЭКСПО – 2017». Международная специализированная выставка «ЭКСПО – 2017» - крупнейшая международная выставка, на которой демонстрируются новейшие научно-технические достижения, перспективы развития, а также история, традиции и культура стран всего мира. Результатом проведения всемирных выставок является расширение международных, экономических, политических, культурных и научных связей. Всемирные выставки проводятся один раз в пять лет. - Хотите посетить в этом году выставку «ЭКСПО – 2017»? Хорошо.
- работа с картинками – приём «Картинная галерея» Просмотрите картинки и скажите, что их объединяет между собой.
Для того чтобы у человека поддерживались работоспособность, способность к мыслительной деятельности, память, человеку необходимо вести правильный распорядок или режим дня, который учитывал бы и время на отдых. Одним из лучших видов отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности является сон.
Критерии оценивания: - зелёный лепесток – Ты супер! - синий лепесток – Ты молодец! - белый лепесток – Будь внимателен! - красный лепесток – Подтянись!
1. Что представляет собой сон? _________________________________________ 2. Что происходит с организмом во время сна? _________________________________________
Тютчев писал: «Древние раны – сном лечи». Сон восстанавливает умственные силы, и недаром в народе говорят: «Утро вечера мудренее». И, конечно, замечали, что спать хочется когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна? Проблемный вопрос ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ НЕ МОГУТ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СНА?
Задание: найти и записать определение сна в тетрадь. СОН – это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому, происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. 2 группа - решение задачи. В проведенных опытах, собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса. А собака, лишенная сна, погибла на 12 день, хотя теряла всего 5% веса. Поясните причину быстрой гибели животного.
.Дескриптор Обучающийся - описывает сон; - объясняет, что лишение сна приводит к гибели. |
Bilimland.kz География - видео № 3156. Астана – столица Казахстана
Bilimland.kz Биология – видео №4478. Сон и его значение
|
|||||||||||||||||
Середина урока |
Презентация:
Задание: просмотрев видео и используя материал учебника, дополнительные ресурсы, составьте кластер. Критерии оценивания: 1.соблюдение времени 2. доступность 3. полнота выполнения 4. актуальность оформления 5. эстетичность
1 группа – процессы, происходящие в организме во время сна Во время сна понижается обмен веществ, снижается количество сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным и редким, температура тела становится ниже. В организме человека сокращаются активные жизненно важные процессы.
2 группа – процессы, повышающие потребность организма ко сну. Утомление, истощение, психическое напряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать. В процессе сна клетки мозга восстанавливаются, активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию.
Потребность в сне зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма человека. Дети от рождения до 2-4 лет спят около 16 ч в сутки, школьники 12-16 лет – 9 ч, взрослые обычно спят около 8 ч в сутки.
- фаза медленного сна - фаза быстрога сна
Оценивание: самопроверка Регулярная смена сна и бодроствования – это необходимый суточный цикл любого живого организма. Человек из 60 лет жизни более 20 лет провдит во сне. Без сна жизнь немыслима. У человека отмечено более 100 физических функций, связанных с суточной периодичностью. Установите, какие характеристики соотвествуют состоянию сна и бодроствания.
Оценивание: взаимопроверка
Дескриптор Обучающийся - сравнивает физиологические функции сна и бодрствования; - объясняет значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма.
Осмысление
Задание 1. Совы: Известно, что существуют суточные циклы работоспособности. Отметьте на графике пики работоспосбности человека.
Жаворонки: Составьте эффективный режим дня Голуби: На рисунке ниже изображены правила гигиены учебного труда ученика
|
Видеофрагмент |
|||||||||||||||||
Материал учебника |
|||||||||||||||||||
Bilimland.kz Биология – видео «Фазы сна» |
|||||||||||||||||||
Работа со схемой |
|||||||||||||||||||
Работа с таблицей |
|||||||||||||||||||
Деление на группы |
|||||||||||||||||||
Карточки с заданием iTest.kz «Поведение и психика» |
|||||||||||||||||||
Конец урока |
Метод «Экскурсия в Астану» Я посмотрел бы еще …. Больше всего мне понравилось …. Я почти посетил … Этот город … Я узнал … Пожалуй, я посещу ещё …
Международная специализированная выставка «ЭКСПО – 2017» - крупнейшая международная выставка, на которой демонстрируются новейшие научно-технические достижения, перспективы развития, а также история, традиции и культура стран всего мира. Прикрепите свои лепестки к кружку, проанализируйте свою деятельность для реализации поставленной цели. Если цель достигнута вами, прикрепите свой логотип на картинку; если у вас возникли затруднения, прикрепите рядо с картинкой. Домашнее задание (дифференциация) Совы: Народные приметы о снах Жаворонки: Сообщение о сновидениях и вещих снах Голуби: Запишите требования, которые необходимо выполнять для профилактики здоровья |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? |
Здоровьесберегающие технологии Физминутка Применение активных методов |
|||||||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся. Наиболее способные учащиеся могут внести свои дополнения при обсуждении работы. |
Использование критериального оценивания (формативного) при выполнении заданий – учащиеся получают лепестки с логотипа ЭКСПО – 2017, в конце урока подводим итоги: - зелёный лепесток – Ты супер! - синий лепесток – Ты молодец! - белый лепесток – Будь внимателен! - красный лепесток – Подтянись!
|
Здоровьесберегающие технологии Физминутка Применение активных методов |