Рефлекс. Рефлекторная дуга
Цели обучения: |
Определить понятия рефлекса как ответной реакции организма. Установить значение частей рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса в ходе проведения эксперимента. Выяснить влияние рефлексов на поведение человека. Развивать навыки наблюдательности и проведения эксперимента. |
Цели обучения: |
Все учащиеся смогут: · объяснять понятие рефлекса и простой рефлекторной дуги; · называть составляющие части коленного рефлекса и проводить эксперимент по его изучению. Большинство учащихся будут уметь: · определять составляющие части сложных рефлексов на примере мигательного рефлекса. Некоторые учащиеся смогут: · объяснять рефлексы с помощью моносинаптической и полисинаптической теории. |
Языковая цель |
Объяснять биологические термины рефлекс, рецептор, центробежный нерв, центростремительный нерв, рефлекторная дуга. |
Ключевые слова и фразы: рефлекторная дуга, рефлекс, аксон, дендрит, нерв. |
|
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе – научный. |
|
Вопросы для обсуждения: Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…? |
|
Подсказки: нейрон, аксон, дендриты, нервная система. |
|
Предыдущее обучение: |
Нервная система, отделы нервной системы. |
План урока
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
Начало урока 8-10 минут |
*Тренинг «Встреча» создание эмоционального настроя. Предлагаем ребятам повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год. Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) *Группы вместе дополняют и презентуют, составленные на предыдущем уроке презентации по заданиям и резюмируют итог.
Выполнение задания «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» 1 группа «Нейрон» 2 группа «Синапс» 3 группа «Функции нервной системы» Выполнение индивидуального задания «Строение клетки нервной ткани» |
Инструктивная карта урока по группам: зеленые, желтые, красные Определение таймкипера и ответственного за оценивание
Листы оценивания Групповые работы всех оцениваются по предложенным листам с дескрипторами (оценивание ведет группа)
Логическая цепочка составляется из разноцветных кубиков (для выполнения задания предлагаются составные части)
Оценивание задания по предложенным дескрипторам |
Середина урока 1 минута
12-13 минут
7 минут |
Мозговой штурм «Буквы и цифры» Определяем тему урока ************дуга. *******. Заготовленные буквы и цифры определяют тему урока. Внимание вопрос: Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…?
Групповая работа по теоретическому исследованию частей простой рефлекторной дуги. Просмотр видеофрагмента и работа с учебным материалом из 12 параграфа для понимания частей рефлекторной дуги и составления схемы дуги. 1 группа «Зеленые» 1. Рецептор 2. Чувствительны нервы 2 группа «Желтые» 3. центральные нервы 3 группа «Красные» 4. двигательное волокно 5. рабочий орган
Минутка знаний беседа врача невропатолога о роли и видах рефлекса человека, знакомство с синаптической теорией сложных рефлексов, значения для развития памяти.
Выполнение лабораторной работы: «Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте». Минутка знаний беседа врача невропатолога по проведению эксперимента за наблюдением коленного рефлекса, ФО «самооценивание» по выполненным этапам работы |
Песочные часы Цветные буквы с цифрами
Определение понятия РЕФЛЕКСА Просмотр видеофрагмента Рефлекторная дуга из ресурсов портала BILINLAND.KZ (https://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/13071-refleksy) Составление и защита органайзеров схемы частей рефлекторной дуги Апология рефлекторной дуги командами схема – проекция на доске ИКТ – определение числа синапсов в рефлекторной дуге Оценивание работ в листах оценивания Фрагмент учебного фильма https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/biologiya/lesson/chto-takoe-chelovecheskaya-pamyat видеофрагмент с 45 сек по 1 минута 25 секунд
Инструктивные карты Тетради для лабораторных работ Резиновые молоточки Таблица «рефлекторная дуга» Пошаговая работа по инструктивной карте. Проведение эксперимента Оформление отчетов |
Конец урока 8-10 минут |
Определение уровня достигнутых целей обучения через выполнение заданий разного уровня от понимания, объяснения до анализа и оценивания Обсуждение в группах: «ЗЕЛЕНЫЕ» Виртуальная лаборатория по физике симулятор «звук» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/zvuk «ЖЕЛТЫЕ» Виртуальная лаборатория по биологии симулятор «Зрение» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/biologiya/lesson/czvetovoe-zrenie «КРАСНЫЕ» Виртуальная лаборатория симулятор «Нейрон» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/nejron Выполнение и оценивание результатов теста Домашнее задание. Синие стикеры: параграф 12, Интересное о авторе слова рефлекс А* Вспомните приветствие вначале урока и приведите примеры рефлексов, которые вы проделали подумайте в чем их сходство и различие. Назовите общую часть во всех примерах.
Зеленые стикеры: параграф 12, «все о сером и белом в нервной системе человека» В* Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать, не нагибая корпуса вперед. Это невозможно. Дайте объяснения. С* Вспомните средства ИКТ, которые использует человек, и найдите то, которое по принципу работы будет аналогом простой рефлекторной дуги. |
Работа со схемами простых рефлексов и обсуждение вывода о целостности рефлекторной дуги на примере рефлексов зрения, слуха и работы нейрона.
Выполнение теста |