Основные систематические группы растений и животных: царства, типы, отделы, классы. Значение классификации растений и животных
Учебные цели: |
7.1.1.2 – определять систематическое положение живых организмов. |
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: перечислить систематические группы растений и животных. Большинство учащихся смогут: сравнить систематические группы растений и животных. Некоторые учащиеся смогут определить систематическое положение живых организмов, составить биологическую схему классификации растений и животных и определять значимость классификации. |
Критерии оценки: |
Учащиеся могут: составлять схему классификации растений и животных, сравнить систематические таксоны животных и растений. |
Языковые цели: |
Учащиеся могут использовать термины: систематика, классификация, таксон царства, типы отделы, классы в устной и письменной речи при описании схем в и диалоге. Набор фраз: Систематика – это наука… Классификация – основная задача систематики… Основными систематическими группами растений являются… Основными систематическими группами животных являются... Систематика растений отличается от систематики животных… Значение систематики заключается… |
Привитие ценности: |
Коммуникативные навыки: умение слушать друг друга, навыки сотрудничества, умение работать в паре и группах. |
Межпредметная связь: |
Естествознание, химия, анатомия, экология – система, классификация. История, иерархия – соподчинение. |
Предшествующие знания: |
Знание свойств живых организмов, характерных признаков пяти царств органического мира, признаки растений и животных. |
Необходимое оборудование и ресурсы: |
Цветные рисунки с изображениями животных и растений маркеры, лист бумаги, готовые схемы и таблицы для заполнения, листы оценивания, примеры схем классификаций (приложение №1), карточки «Светофор» «Кубик Блума».
https://itest.kz/ru/ent/biologiya/7-klass/lecture/mir-zhivyh-organizmov-sistematika-zhivoj-prirody Тесты по теме «Мир живых организмов. Систематика живой природы». |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||
Начало урока
7 мин |
1. Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой. Ребята, добрый день. Хочу обратиться к вам словами поэта: Считай, ты потерял день, В который не улыбнулся. Не подарил кому-то доброту. «Доброта в ладошках» И я предлагаю собрать свою доброту в ладошки, подуть на них и подарить ее друг другу. Я вижу улыбку на ваших лицах, это значит у вас прекрасное настроение. 2. Деление на группы «Мозаика». Класс делится на 5 групп (по количеству царств) при помощи цветных рисунков(фотографий) представителей различных царств, разрезанных на кусочки. - Напоминаются правила работы в группе 3. (И\Г) Актуализация знаний «Мозговой штурм» Цель проведения: сбор информации, актуализация прежних знаний. Формируемые навыки: мышления, принятия решений; Алгоритм реализации метода 1. Учащиеся маркерами пишут на листе бумаги ассоциации из разных областей, связанные со словом «Система». 2. Учащиеся используют данное слово для развития идей. Слова и фразы записываются на учебном плакате. 3. Каждый ученик в группе говорит свою фразу. Все идеи выслушиваются и оцениваются с помощью смайликов. 4. Спикеры групп представляют идеи, при этом подчеркивают сходные слова и фразы ,таким образом учащиеся выделяют основное ключевое значение термина в биологии. |
Цветные рисунки
Правила работы в группе.
Маркеры, лист бумаги |
||||||||||||||||
Середина 18 мин |
4. Операционно-исполнительский этап. (П) Задание №1 Учащиеся просматривают видеофрагменты по темам «Систематика животных и растений». В парах обсуждают и отвечают на итоговые вопросы и выполняют задания. Предлагается выполнить задание на работу с терминами и заполнить следующие варианты таблиц и схем: Вопросы для обсуждения: 1. Что изучает систематика? 2. Зачем ученые классифицируют растения? 3. Кто создал первую научную классификацию растений? 4. Какой язык используют систематики всего мира? 5. Какие единицы систематики растений вы знаете? Задание №2. Объясните и расшифруйте следующие понятия *Систематика – это наука… *Классификация – это… *Таксон – это… *Систематика растений отличается от систематики животных… *Значение систематики заключается… 2. Напишите названия сходных таксонов у животных и растений Задание № 3. Определите систематические таксоны животных и растений
Оценивание осуществляется согласно проверочного листа ответов в презентации после проведения взаимооценки учащимися в паре. |
№4328.
№4552. Многообразие органического мира Готовые схемы и таблицы для заполнения |
||||||||||||||||
Конец урока 15 мин |
5. Этап закрепления (Г) Задания для (ФО) Цель обучения: 7.1.1.2 Определять систематическое положение живых организмов. Критерии оценивания. Учащийся: *определяет систематическое положение живых организмов; *составляет схемы по аналогии. Уровень мыслительных навыков: знание и понимание и применение. Просмотр видеофрагмента фильма «Биологическое разнообразие». Задание: Используя виды, приведенные в видеофрагменте, составить схемы классификации животных и растений по методу «Летучка». (Г) Метод «Летучка». На основании данных схем составьте свою схему классификации животных и растений. Затем поменяйтесь схемами. В группе происходит обмен схемами, затем происходит сложение двух схем в одну с последующим взаимооцениванием по дескрипторам. Взаимооценивание пар в группе.
Выступление групп с презентацией схем от группы. Взаимооценивание групп по стратегии «Светофор». Каждая группа оценивает с комментарием работу других групп с помощью карточек. Тема раскрыта, все понятно – 3 балла. Остались вопросы – 2 балла. Не удалось разобраться в теме – 1 балл. (Г) Метод «Кубик Блума». От каждой группы 1 ученик идет в другую группу, бросает кубик и задает вопрос, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Смайлик получает ученик, ответивший на вопрос и задавший вопрос. 6. Подведение итога урока: Выставление баллов в «Карту успеха». 7. Домашнее задание: Выполнение тестовых заданий из радела iTest (распечатанный вариант). 8. Рефлексия. Метод «Чемодан, мясорубка, корзина» Формируемые навыки самоуправления. Цель: определение степени уверенности учащихся в успешности достижения целей. Сущность метода: Метод направлен на формирование навыков самооценивания успешности достижения ожидаемых результатов по окончании урока. Алгоритм реализации метода На столе стоят коробки с изображением чемодана, мясорубки и корзины. Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию перерабатываю. Корзина – все выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. В коробку закидывают фишки полученные на уроке. |
Листы оценивания
Примеры схем классификаций (приложение №1)
Карточки «Светофор
«Кубик Блума»
Карта успеха (приложение №2)
https://itest.kz/ru/ent/biologiya/7-klass/lecture/mir-zhivyh-organizmov-sistematika-zhivoj-prirody Тесты по теме «Мир живых организмов. Систематика живой природы» |
Приложение № 1
Примеры схем классификаций.
Приложение № 2
Карта успеха
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Мозговой штурм
|
|
|
|
Составление схемы |
|
|
|
Светофор |
|
|
|
Кубик Блума |
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Замечательно |
Молодцы |
Хорошо |
Постарайтесь |
Итого |
17–15 |
14–12 |
11–10 |
9–8 |