Что такое фотосинтез, или Почему трава зеленая?
Цели обучения: |
5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза. 5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений. 5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза. |
Цели урока: |
• объясняет процесс фотосинтеза как особенность растений; • исследует необходимые условия для осуществления фотосинтеза. |
Ожидаемый результат: |
Учащиеся знакомятся с процессом фотосинтеза и условиями для его протекания. |
Критерии оценивания: |
Учащиеся: • знают определение фотосинтеза; • определяют процесс фотосинтеза, как особенность растений; • исследуют условия необходимые для фотосинтеза. |
Языковые цели: |
Предметная лексика и терминология: • фотосинтез – фотосинтездер – photosynthesis • воздушное питание – ауа нәрі – air supply • хлорофилл – хлорофилл – chlorophyll • кислород – оттегі – oxygen • углекислый газ – көмір газдары – carbonic gas • вода – су – water • солнечный свет - күн сәулесі – sunlight. Языковая цель обучения: • могут объяснить процесс фотосинтеза путем просмотра видеоматериала (говорение и слушание); • понимает, как протекает процесс фотосинтеза и пишет определение в тетрадь (чтение и письмо). |
Межпредметные связи: |
Химия |
Тип урока: |
Изучение нового материала |
Методы обучения: |
Частично-поисковый |
Формы организации учебной деятельности: |
• индивидуальная работа; • групповая работа. |
Приемы деятельности учителя: |
«Инсерт» «Верно – Неверно» «Филворд» «Кислород» Рефлексия: «Человечки» |
Навыки использования ИКТ: |
Использование интерактивной доски в качестве демонстрационного средства и средства записи. |
Начальные знания: |
Понимать роль кислорода для живых организмов (3 класс) знать, что растения реагируют на свет (3 класс). |
Организация деятельности учащихся: |
Просмотр видео ролика с сайта twig-bilim.kz, работают с конспектом, рассматривают рисунки в учебнике, проводят опыты, разгадывают ребусы, выполняют тестовые задания, находят верные утверждения и делают выводы. |
Развитие умений учащихся: |
Работать в заданном темпе, самостоятельно извлекать нужную информацию, применять полученные знания в практической деятельности. |
Источники информации: |
Основные: 5 класс учебник, 6 класс учебник, twig-bilim.kz, www.youtube.com, https://bilimland.kz/ru ; |
Домашнее задание: |
5 класс: учебник Естествознание 5, Алматыкітап баспасы 2017 г. Стр. 49 – 52. 6 класс: учебник Биология 6, Алматы «Атамұра» 2015 г. стр. 88 - 90 написать сочинение-эссе по теме «Значение фотосинтеза в природе и жизни человека». |
Оценки за урок: |
исходя из набранных жетонов, учащиеся оценят свои знания на оценочно-рефлексивном этапе. Самооценка: «Человечки». |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
3 минуты |
- Приветствие - Создание коллаборативной среды Игра «Собери растение» Растение разбито на органы, и необходимо его собрать. Ознакомиться с целями урока и критериями оценивания. Основные термины урока выведены на слайд на трех языках. За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. |
Слайд 1 – 2
Слайд 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока: (23 минуты) |
Начало новой темы
Просмотр видеоролика о процессе фотосинтеза (время 1:43) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 касс Работа по рисунку в учебнике стр. 39 |
6 класс Работа с конспектом: С солнечным светом на поверхности листа в хлоропластах происходит сложный процесс 1. углекислый газ проникает через устьица внутрь листа. 2. вода проникает через корни в растение. 3. образуется сахар (глюкоза). 4. в результате образуется кислород. Сахар в хлоропластах превращается в крахмал, а в темное время суток крахмал превращается в сахар. Такой процесс образования сахара на свету при участии углекислого газа и воды только в хлоропластах. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием света называется фотосинтезом. В 1630 году Ван Гельмонт доказал, что растения не поглощают органические вещества в готовом виде, а сами их образуют. Русский ученый Тимирязев впервые описал роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. |
Учебник Естествознание 5 класс издательство: Аматыкітап баспасы, 2017г.
Сайт bilimland.kz |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Чтобы определить условия, необходимые для фотосинтеза, учащиеся отгадывают ребусы. Учащиеся справились с ребусами. Учащиеся должны записать условия, необходимые для фотосинтеза, в тетрадь: вода, хлорофилл, углекислый газ, свет.
За правильное выполнение заданий выдаются жетоны.
Что образуется в листьях с участием этих веществ? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно провести опыт 1. Капните одну каплю йода на лист герани. Изменится ли цвет листа? Что может мешать изменению окраски листа? Ответы учащихся Что выделяется из листьев в атмосферу, когда этот важный процесс происходит в зелёном листе? Опыт Пристли Учащиеся делают вывод о выделении кислорода, который участвует в дыхании. А теперь давайте найдем определение фотосинтеза в учебнике и запишем его в тетрадь. За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. |
При нанесении раствора йода на разрез клубня картофеля можно заметить, что цвет йода изменится с коричневого до темно-фиолетового. Это говорит о наличии крахмала в картофеле.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5 класс, стр. 39 |
6 класс, стр.89 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультурная минутка «Рассыпанная строка» Учащимся необходимо собрать определение по фрагментам, которые будут розданы каждому, и в результате выстроиться у доски в правильной последовательности. Фрагмент 1: Процесс образования Фрагмент 2: в хлоропластах на свету Фрагмент 3: органических веществ Фрагмент 4: из воды и углекислого газа Фрагмент 5: с выделением кислорода. (работа выполняется в тишине) С целью развития познавательного интереса демонстрируется видеоролик о садовнике-любителе Дэвиде Латимере из Великобритании.
(время: 2:43 минуты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление нового материала
(10 минут) |
5 класс Найти в тестовых заданиях правильные ответы и из букв составить слово «Super» 1. Фотосинтез происходит в: а) кончике корня s) хлоропластах листьев g) в прозрачной кожице листа 2. Для процесса фотосинтеза необходимы: u) вода и углекислый газ в) органические вещества с) вода и кислород 3. В результате фотосинтеза: е) поглощается кислород к) выделяется углекислый газ р) выделяется кислород 4. Фотосинтез происходит е) только на свету м) в темноте о) круглые сутки 5. С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал: у) вода r) раствор йода q) раствор спирта |
6 класс Учащиеся разгадывают кроссворд, выделенные буквы кроссворда образуют слово «Супер». 1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе. 2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза. 3. Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания. 4. Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией. 5. Органическое вещество – продукт фотосинтеза. 6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез. 7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях, окрашивается в синий цвет под действием йода. 8. Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. Если учащиеся 6 класса не успевают разгадать кроссворд, то учащиеся 5 класса выполняют графический диктант. С помощью графических рисунков изобрази компоненты необходимые для протекания фотосинтеза. вода углекислый крахмал кислород газ За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. Задания выполняются учащимися 5 и 6 классов. Допиши предложение: • Углекислый газ в лист поступает через… (устьица) • Для дыхания растений используется… (кислород) • Органом воздушного питания у растений является… (лист) • В хлоропластах листьев имеется пигмент – это … (хлорофилл) • Процесс образования органических веществ в … (листьях) из … (воды) и …(углекислого газа) под действием света называется … (фотосинтезом). За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. Выберите из предложенного перечня условия, необходимые для фотосинтеза: 1) кислород 2) углекислый газ 3) свет 4) лейкопласты 5) хромопласты 6) хлоропласты 7) вода 8) органические вещества 9) почва 10) минеральные вещества
За правильное выполнение заданий выдаются жетоны. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока: (3 минуты) |
Филворд Найди как можно больше слов, которые встречались на уроке
Ответы: свет, лист, фотосинтез, йод, вода, дыхание, крахмал, кислород, устьица, хлорофилл. За правильное выполнение заданий выдаются жетоны.
Проводится рефлексия, самооценка «Человечки». Если у тебя __ жетонов, закрась человечка зеленым цветом, если ___ – желтым цветом, __ – оставь не закрашенным. Почему именно эти цвета были использованы вами. Учащиеся высказывают свое мнение. Ребята, я хочу поблагодарить вас за сотрудничество на уроке. Большое всем спасибо! |
|