Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё
Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё
Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё | Все :выделяют звуки в словах и различают их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие). понимают, что слова состоят из слогов, определяют количество и порядок слогов в слове, понимают смыслоразличительную роль звука и ударения, читают схемы слов/предложений. Распознают образ буквы и сопоставляют его со звуком Понимают, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных). Пишут элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначают звуки сильных позиций буквами на письме. Списывают слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдают правила переноса (с помощью учителя). Большинство: Знакомятся с буквой Ё, ё, случаем обозначения ею двух звуков [й] и [о] ([йо]). Дают качественную характеристику звукам. Читают слова и предложения с буквой ё и всеми изученными буквами; отвечать на вопросы по его содержанию. Оценивают свою работу. Некоторые: Рассказывают о бережном отношении к животным. Объясняют, как подготовиться к путешествию. Аргументируют свое мнение о необходимости наблюдений правил поведения на отдыхе. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё (3 четверть) |
Создание положительного эмоционального настроя Звенит звонок, зовёт звонок. И в классе начинается урок. Психологическая гимнастика. (Звучит мелодия песни «Улыбка») -Вы знаете ключ, который открывает все замки в душах людей? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку. 1. 2. Сообщение темы и целей урока - Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы много говорили о путешествиях, скажите зачем люди путешествуют? И мы сегодня отправимся с вами в путешествие по стране знаний, в котором нас ожидает знакомство с новой хитрой буквой. А т.к. мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит: -научиться слышать новый звук в словах; -выясним, почему же эта буква хитрая; -учиться читать и писать слова с новой буквой; -а также мы узнаем много новой и интересной информации. -Итак, мы отправляемся в путь на красивом корабле по синему морю. Сейчас, я покажу вам плавательные движения, которые мы будем выполнять, когда поплывём. Приготовились, поплыли. (учитель показывает движения руками) 3. Первая остановка «Город звуков». - Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие деревья растут на этом острове. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт. А в иголках круглый год? (Ель.) Как по- другому называют это дерево? (Ёлка.) – картинка Проведём слого-звуковой анализ слова ёлка. Сколько слогов в слове? (ёл-ка) Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л) Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка) Позовите слово, на какой слог падает ударение? Посмотрите на схемы. Какая из них подходит к слову ёлка? Докажите. - Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много А ниток – ни одной. (Ёжик.) – картинка -Правильно! Молодцы! Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик. Сколько в слове слогов? (ё-жик) Из каких звуков состоит первый слог? (йо) Второй слог? (жык) На какой слог падает ударение? (на 1) Какая из схем подходит к слову ёжик? Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите. (йо) Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё А чтобы нам познакомиться с новой буквой отправляемся в путь по морю к следующему острову. Приготовились. Поплыли. (показ движений руками) 4. Вторая остановка «Город новой буквы» 1.Показ буквы ё. Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется), значит, эта буква, какая? (гласная) На карточке закрасим букву Ё красным цветом. Ребята на этом острове живёт наша новая буква ё, которая обозначает два звука (йо) в начале слов 2.Послушайте сказку о букве ё. Как она появилась. Сказка. Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» - всегда ударная гласная. 3.Ребята давайте посмотрим на печатные буквы ё, они похожи или отличаются друг от друга? А на что похожа буква ё? (ответы детей) Стих-е: Буква Е передохнула, Как тот час же на неё Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё. 4.Ребята, сложите из карандашей и бус печатную букву Ё. - Найдите на карточке печатную букву Ё, закрасьте, что у вас получилось? Молодцы, ребята! Работа в прописи №3. Прописывание строчной буквы ё. Пропишите 5 букв, самую красивую обведите карандашом. 5.Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили букву Ё. (работа по карточкам) Подчеркните все буквы ё. Самооценивание «Дерево успеха» А сейчас давайте отдохнём. Физминутка. Итак, мы отправляемся на следующий остров. Приготовились. Поплыли. (показ движений руками) 5. Третья остановка «Город слияний». Итак, мы переходим к чтению сочетаний и слов с буквой Ё. Читать слова с буквой ё легко. Если эта буква стоит вначале слова или после гласной буквы, то её надо просто назвать. 1. Чтение слов с доски. ЁЖ ЁЖИК МОЁ ЁР ЁЛКА СПОЁМ ЁК СВОЁ ТВОЁ Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение. Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной. 2. Послушайте стихотворение. -Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? На доске. Буква ё даёт отчёт: -Ничего житьё течёт, я ударная всегда! -Ой-ё-ёй, вот это да! Ребята, обратите внимание на слова житьё-бытьё. Произнесите. Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука. А сейчас давайте прочитаем слоги-слияния с буквой ё. (чтение по карточкам) Обратите внимание, что когда буква ё стоит после согласной, т.е. в слиянии, сколько звуков она обозначает? (1 – о), а согласный звук слышится как? (мягко) Вывод: Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака. Игра «Узнай звук». Если буква ё обозначает 2 звука – в ладоши хлопают девочки, а если буква ё обозначает [ о ]-мальчики. Мёд, ёж, овёс, лён, ёлка, моё, ёрш, клён, ковёр, тёрка, свёкла. Ребята, пришло время отправляться на остров Чтения, где мы будем как вы думаете, что делать? Правильно, мы будем читать предложения и рассказы с буквой ё. Приготовились. Поплыли. (движения руками) 6. Четвёртая остановка «Город чтения». 1. Работа по карточке Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке Как живёт ёжик. Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Ёжик спал- зимовал в тёплом гнездышке до весны. Что нового узнали о ёжике? Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес) А вы знаете, что есть и морские ежи? Ёж морской на дне морском Пел о ёжике лесном: Ах ты, ёж. Братец ёж, Как без моря ты живёшь? Ёж живёт в глуши лесной, Ёлка – дом его родной. Посмотрите на морских ежей. Они отличаются от лесных ежей? Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест, что в рот попадёт. Ну а сейчас мы отправляемся на последний город «Город Подведения итогов» Приготовились. Поплыли. (показ движений руками) 7. Пятая остановка «Город Подведения итогов». Ребята, с какой новой буквой познакомились? Почему она хитрая? Что узнали нового? Рефлексия. На доске ёж, вам нужно наколоть яблоки «зеленое» - я доволен своей работой на уроке «желтое» - на уроке работал неплохо «красное» - на уроке мне было трудно |
Отзывы(0)